В системе социальной защиты Москвы услугу надомного обслуживания получают около 100 тысяч человек. Об этом в своем блоге написал Сергей Собянин.
Надомное социальное обслуживание — важнейшая, а порой и единственная ниточка, связывающая с внешним миром одиноких пожилых людей и инвалидов, которым в силу возраста или состояния здоровья тяжело выходить из дома.
В своем привычном виде эта система сложилась в первой половине 1990-х годов, и для своего времени она была по-настоящему передовой и гуманной. Однако все меняется, и несколько лет назад в столице решили по-новому посмотреть на стандарты надомного обслуживания.
Сложившаяся система делала акцент на стабильность и надежность обеспечения пожилых людей стандартным набором услуг, среди которых доставка на дом продуктов и лекарств, оплата услуг ЖКХ. При этом некоторые услуги, например генеральную уборку квартиры, можно было получить за дополнительную плату.
«В рамках нового стандарта надомного обслуживания мы решили поставить во главу угла индивидуальные потребности конкретного пожилого человека, в том числе, пожалуй, важнейшую из них — в нормальном человеческом общении. И уже отталкиваясь от этих потребностей, предлагать подопечным индивидуальный набор услуг», — подчеркнул Сергей Собянин.
Если раньше для этого нужно было лично обращаться в районный отдел социальной защиты или центр социального обслуживания по месту жительства, то сейчас заявку можно подать по экстерриториальному принципу в любом центре госуслуг «Мои документы» или в электронном виде — на mos.ru (в том числе с помощью родственников, знакомых или соседей).
Кроме того, проще и человечнее стала процедура оценки нуждаемости в надомном социальном обслуживании. Раньше к москвичу приходила экспертная комиссия, которая проводила полный осмотр жилья и стандартизированный опрос пожилого человека, для которого подобное общение могло оказаться нелегким испытанием.
«Сегодня приходит всего один социальный инспектор, который проводит диагностику в максимально доброжелательной и неформальной обстановке. Для диагностики используется уникальная технология, разработанная московскими специалистами на основе собственного и международного опыта. С помощью вопросов, наблюдения и совместно выполненных действий социальный инспектор оценивает функциональные дефициты человека и его индивидуальную потребность в тех или иных услугах», — уточнил Мэр Москвы.
Так, специалист отмечает, как долго пожилой человек подходит к двери, как садится на стул, ставит чайник, передвигается по квартире, может ли наклониться, поднять руки над головой. Принимается во внимание наличие когнитивных нарушений и риск падений. Полученные данные социальный инспектор вносит в программу, которая при помощи специальных алгоритмов оценивает функциональное состояние человека и формирует индивидуальную программу надомного обслуживания с максимальным набором социальных услуг.
Однако самое главное — это новые и разнообразные услуги, которые социальные службы теперь предлагают пожилому человеку. Среди них не только традиционная уборка, но и приготовление горячей пищи, утренний и вечерний туалет, пересаживание, полное купание, подготовка лекарств. Если позволяет состояние здоровья, то доступны и прогулки на свежем воздухе.
Раньше до 80 процентов рабочего дня социальные работники тратили на выполнение курьерских функций по доставке продуктов и оплате услуг, а теперь 80 процентов времени они проводят, общаясь со своими подопечными. В зависимости от реальных потребностей получателей у специалистов есть возможность предоставлять социальные услуги до четырех часов в день. При этом продукты могут доставить профессиональные курьеры, а услуги ЖКХ легко оплатить онлайн.
Новый стандарт социального обслуживания внедрялся поэтапно — с 2020 по 2022 год, и сегодня он охватывает 100 процентов подопечных. Благодаря новому взгляду на социальное обслуживание наш город стал добрее и лучше.