От центра до окраины. Сможет ли Воронеж сохранить «лицо»?

Масштабные проекты благоустройства тревожат горожан.

Без сомнения, столица Черноземья истосковалась по благоустройству, но итоги отдельных «улучшений» порой разочаровывают. Как воронежцы оценивают реконструкцию проспекта Революции? Будет ли учтён печальный опыт при обновлении улицы Карла Маркса? И светят ли Левому берегу столь же масштабные проекты?

Лучше не трогать?

Ещё недавно проспект Революции был, пожалуй, и так самой благоустроенной улицей Воронежа. Тем не менее, весной 2021 года власти с рвением приступили к его реконструкции: горожанам пришлось преодолевать песчаные барханы и «баррикады» из стройматериалов. В прошлом году обе стороны проспекта должны были быть закончены, но работы перенеслись на 2023 год.

Центр города полысел, часть проспекта была «украдена» и у пешеходов, и у автомобилистов: на краю тротуара появилась ограниченная бордюрами асфальтированная мёртвая зона. Сначала горожанам рассказывали, что это велодорожка, но почему посреди неё стоят столбы, объяснить не смогли. Новая плитка кое-где уже начала разрушаться.

Главным конфузом прошлого года стала разрекламированная историческая мостовая у памятника Никитину. Булыжники положили настолько криво, что чиновники не стали делать хорошую мину и пообещали всё переделать — правда, теперь только весной.

«Конечно, этот проект реконструкции проспекта Революции остаётся дискуссионным, тем более что работа пока продолжается, — признал глава областного департамента архитектуры и градостроительства Андрей Еренков. — Самое главное, что проспект получает дополнительную активизацию. Да, вопрос озеленения является насущным — внешний вид отличается от старых фотографий. Но этот инфраструктурный проект должен был состояться, и я надеюсь, он нравится горожанам».

Сейчас уже вовсю идут споры о реконструкции ул. Карла Маркса. Недовольны и часть местных жителей, и руководство Воронежской академии спорта, а многие горожане, насмотревшись на реконструкцию проспекта, просят не трогать единственную в центре пешеходную улицу. В департаменте уверяют, что понимают такую позицию и относятся к ней всерьёз.

«В целом все осознают, что пешеходный бульвар нуждается в благоустройстве, но очень важно деликатно отнестись к тому, что есть сегодня. “Фишка” проекта в том, что ни одна из сегодняшних функций улицы не будет утрачена. Там есть художники, букинисты, уличные музыканты и просто прохожие, много студентов и школьников. Очень важно, кардинально не меняя облик улицы, всё это ещё лучше организовать».

говорит Андрей Еренков

Чиновники уверяют, что, в отличие от проспекта, массовой вырубки не будет. По проекту, под топор должны пойти только восемь деревьев. Впрочем, достаточно вспомнить реконструкцию «Орлёнка»: вместо 24 предусмотренных проектом деревьев, он потерял 147.

Правда, оставить всё, как есть, тоже не вариант: разномастная плитка, ржавые и сломанные скамейки, старые тусклые фонари придают улице довольно запущенный вид.

Уличным музыкантам отведут специальное место — напротив академии спорта у памятника Высоцкому: и памятник располагает, и жилые дома более-менее далеко. Рядом будет световая инсталляция, повторяющая пируэты на льду первого русского олимпийского чемпиона, нашего земляка Николая Панина-Коломенкина.

Ещё одна набережная.

Но, кроме лицевой стороны, у Воронежа есть и изнанка. Мотивы переделки центра далеко не всегда очевидны, в то же время большая часть города не знала благоустройства десятилетиями и продолжает демонстрировать потрёпанный советский ландшафт. Особенно не повезло Левобережному району. Но, оказывается, и на него есть свои планы.

«2023 год пройдёт под знаком подготовки почвы для благоустройства общественных пространств на Левом берегу, — рассказал глава департамента. — Уже разработана и согласована концепция развития парка Патриотов — разумеется, с сохранением его идеологии. Мы хотим, чтобы парк получил выход к воде в районе “Алых парусов”. Мы приступаем к проектированию набережной Авиастроителей от “Алых парусов” в сторону ВоГРЭСа. Рано или поздно все пространства вокруг водохранилища хотелось бы замкнуть в большой пешеходный — а в идеале и велосипедный — каркас».

Впрочем, когда именно будет воплощена эта грандиозная, по меркам привычных нам темпов, задумка, остаётся только гадать.