Демографическую ситуацию по итогам 2022 года обсуждали в профильных ведомствах в Татарстане. Основные её черты перечисляет «АиФ Казань».
Уходят трудоспособные мужчины.
«Нам удалось преодолеть последствия пандемии и сократить смертность населения. Показатель общей смертности снизился на 25,8% по сравнению с 2021 годом», — отчитался 18 января на итоговой коллегии министр здравоохранения РТ Марат Садыков. Он отметил, что ожидаемая продолжительность жизни в республике составила чуть больше 74 лет (по стране на 2 года меньше). Если раньше коронавирус был вторым в структуре причин смертности, то сейчас сместился на 6 строчку. При этом показатели общей смертности значительно отличаются от района к району. Максимальные цифры зарегистрированы в Новошешминском, Верхнеуслонском, Дрожжановском, Кайбицком, Апастовском районах, сказал министр.
«Главным врачам этих районов необходимо в короткие сроки принять меры по улучшению ситуации. Подробные методические рекомендации разработаны Минздравом России», — добавил Марат Садыков.
Самый же низкий уровень смертности достигнут в Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске и Казани, а также в в Пестречинском районе.
«Должен отметить, что мужчин больше умирает именно в трудоспособном возрасте: от 30 до 60 лет, — констатировал глава Минздрава РТ. — Самые частые причины у этой категории — болезни системы кровообращения и внешние причины. В 2021 году умерло больше 9 тыс жителей РТ в трудоспособном возрасте, а это каждый пятый умерший».
Увы, спустя 11 дней после доклада на итоговой коллегии сам Марат Садыков пополнил печальную статистику: он скончался на 54 году жизни от сердечного приступа.
Лучше, чем в Питере и Москве.
В РТ сохраняется убыль населения. Неизменен и тренд снижения рождаемости: в 2022 году родилось на 4 тыс меньше младенцев, чем годом ранее, подсчитали в Минздраве РТ. По рождаемости среди регионов страны Татарстан находится только на 30-м месте. А вот Казань — город, где демографическая ситуация лучше, чем в среднем по РТ.
«Рождаемость превышает смертность: в 2022 году в столице Татарстана зарегистрировали рождение 18 тыс. 704 детей и смерть 13 тыс. 912 человек, констатировала на деловом понедельнике в мэрии начальник Управления ЗАГС Римма Миннуллина. — Казань является единственным миллионником в Приволжском федеральном округе, который третий год сохраняет положительную динамику по показателям рождаемости. Отмечу, что в Москве и Санкт-Петербурге ситуация не так позитивна, соотношение регистрации рождения и смерти там имеет отрицательны и составляет 4% и 20% соответственно».
Поведение татарстанских женщин называют семейно-ориентированным: женщины в среднем заключают брак в 28 лет. Это на два года раньше, чем по России, сообщила директор Центра семьи и демографии Академии наук РТ Чулпан Ильдарханова. В потенциале каждая семья может стать многодетной, а для этого, отмечают специалисты, нужен ранний старт деторождения.
Работать со страхами.
Демографические показатели исключительно важны для нашей страны с ее огромной территорией, это вопрос национальной безопасности. Поэтому поддержка семей с детьми постоянно совершенствуется: к примеру, если раньше маткапитал выделяли лишь при рождении второго ребенка, то сейчас — уже при появлении первенца. С 2023 года маткапитал можно использовать и в виде ежемесячного пособия.
Развитие экономики в условиях демографического спада затормаживается. Между тем, по наблюдениям 2021 года, численность рабочей силы в России сокращалось несколько лет подряд. Частично вопрос решается за счёт мигрантов (но здесь речь в основном о низкоквалифицированных рабочих местах) и того, что на работе остаются пенсионеры. Однако последнее чревато тем, что средний возраст работника повышается и цифровые области «замедляются». После февраля 2022 года проблема ещё более обострилась.
«Превышение смертности над рождаемостью в стране, разумеется, не радует. Но сегодняшняя демографическая ситуация была заложена в постсоветский период, когда вследствие серьёзных проблем в экономике наблюдалось резкое падение рождаемости, и лишь в начале 2000-х годов удалось переломить негативные тенденции естественной убыли населения. В нынешних непростых экономических и геополитических условиях нужно формировать новые механизмы стимулирования рождаемости, искать подходы в миграционной политике», — считает доцент Института управления, экономики и финансов КФУ, к. э. н. Кабир Саубанов.
«Помощь потенциальным родителям нужна не только материальная, но и психологическая. Людям необходим инструментарий — как знакомиться, выбирать мужа и жену, как вести себя в браке, чтобы он не развалился уже в первые годы супружества, мотивировать вторую половину на ребёнка, как работать со своими страхами. Эти знания надо давать и в старших классах школы, и в студенчестве, — отмечает психолог Татьяна Иванова. — Не секрет, что после рождения первого ребенка многие пары накрывает такой кризис, что половина семей разрушается, а оставшиеся страшатся заводить второго наследника. Ну, а пока — “помоги себе сам”. Хорошо, что в РТ развивается общественное движение отцов, а супругов, подавших на развод, в некоторых ЗАГСах пытаются помирить медиаторы. Есть и другие подвижки».
МНЕНИЕ.
Доцент кафедры религиоведения Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ Антон Горин:
"Если 28 лет — средний возраст вступления в первый брак, то я бы задал вопрос — чем тут гордиться? Врачи свидетельствуют, что позднее рождение первого ребенка проходит более сложно. По поводу семейно-ориентированного поведения именно у татарстанских девушек — такое нередко объясняют влиянием ислама. Оно есть (кстати, единственным федеральным округом России, где наблюдается устойчивый прирост населения, остаётся Северо-Кавказский. — прим корр.) Но я бы не преувеличивал влияние мусульманского фактора. Любая традиционная религия поощряет создание семьи и рождение детей — это богоугодное дело еще и потому, что позволяет передать свои убеждения. Но идентифицирование себя как православного человека, мусульманина, иудея — этого мало, того чтобы создать многодетную семью. Важно то, живёт ли человек по установлениям своей религии.
Что касается дальнейшей ситуации с рождаемостью в условиях СВО, нельзя говорить о каком-то одном определённом влиянии. Нынешним летом мы провели опрос примерно трёхсот жителей РТ, Краснодарского края и Урала (26 — 45 лет, состоящие в браке) на тему, завели ли бы они в ближайшее время ребёнка. Примерно 40% респондентов опасаются делать это в непростое время. Но около 32% опрошенных занимают противоположную позицию: они говорят, что им хотелось бы именно сейчас стать родителями — обеспечить себе путь в бессмертие, «пусть после меня что-то останется». Интересно, что среди мужчин и женщин разница в процентах незначительна, то есть те и другие занимают схожие позиции".