13 лет боролась за жизнь Милана Каштанова, которую называют самой известной жертвой падения глыбы льда в Петербурге. 5 февраля 2010 года красавица-студентка спешила на занятия в свой вуз. Полная надежд отучиться на психолога и потом сыграть свадьбу с любимым молодым человеком. Но ничего этого не случилось. В роковую секунду на нее рухнула наледь, которую счищали с крыши коммунальщики. Опасное место никак не огородили. Виновному технику ЖКС дали полгода лишения свободы условно, а с самой компании взыскали 10 млн рублей компенсации.
Милана спустя почти год нахождения в коме училась жить заново, став инвалидом. Но в январе 2023 года ее сразили инсульты. Пару дней назад Милану похоронили в родной Эстонии рядом с любимой бабушкой. «КП-Петербург» поговорила с отцом девушки Вадимом о последних годах дочери и узнала, смогли ли они простить коммунальщиков.
— Особых новостей не было. Мы были живы. И это было главным, — вздыхает Вадим Каштанов. — Потихонечку все шло. Утром просыпаемся, умываемся, завтракаем, делаем физкультуру. Дальше Милана играла с любимой собачкой Тоффи, смотрела телевизор, слушала радио. Кушали всегда вместе. Она обожала конфетки, подарочки. Все как у людей. Ездили на концерты, в санаторий. В Юрмале бывали. Мы адаптировались к этой жизни. Не такой она должна была быть. Но мы к ней привыкли.
Ежедневно Милана выполняла тяжелые физические упражнения, чтобы научиться держать мелкие предметы в руках. Лучше всего у нее получалось говорить, вспоминает отец.
— Если общаться с ней по телефону, то и не подумаешь, что человек — инвалид. Она хотела жить, все у нее получалось, — говорит Вадим. — Да, часто мучили головные боли. Иногда ложились в больницу. Коронавирус нас чуть не погубил, на 50 процентов были поражены легкие. Но как-то справлялись. Большим горем для Миланки была гибель бабушки в 2022 году от ковида. Поэтому на Новый год все дружно загадали пройти следующие 12 месяцев без потерь. Не получилось…
Вадим с супругой накопили много долгов из-за реабилитации дочери. Они ушли с работы и все время посвящали Милане. Лечили ее в Германии. В месяц уходило по 18 тысяч евро. Неравнодушные люди со всей России помогали им деньгами. А потом пришла долгожданная компенсация от коммунальщиков — почти 10 миллионов рублей. Но извинений родители не дождались.
— На суде они лгали: «Ой, Милана сама дурочка, сама под оградительную ленту зашла, поделом ей». Но потом выяснилось, что никаких лент не было, и прохожих они никак не предупреждали. Осудили женщину-техника. Татьяну Ушакову. Но выбрали того, у кого больше всего смягчающих обстоятельств, — больные родители и ребенок. Чтобы не села в колонию. А директор ЖКС остался чист. Мы приходили к нему в кабинет, а он нам: «Закройте дверь, нечего вам тут шастать. Гуляйте отсюда!». Не выслушал, ничего не сделал. Никакого сочувствия, — возмущается Вадим Каштанов.
По словам отца Миланы, они не были готовы к жизни с ребенком-инвалидом, но смогли адаптироваться и каждый день с дочерью был для них счастьем. А теперь они не знают, как жить дальше — в январе Милану срочно госпитализировали с инсультом и жуткими болями. Потом произошло еще одно кровоизлияние в мозг, и она скончалась. Сейчас любимая собачка Тоффи скребется в дверь хозяйки и не верит, что там больше никого нет.
— Мы не хотим пересмотра уголовного дела, — признается Вадим Каштанов. — Но все равно, мы никого из коммунальщиков не простили. Пусть все останется так, как есть. Без новых судов. Надо только понять, как нам жить дальше. И это будет самая страшная жизнь для меня и супруги.
Добавим, что 26 марта Милане исполнилось бы 35 лет. Ее семья передает благодарность всем, кто поддерживал их на протяжении последних 13 лет.