О плюсах и минусах теплых зимних месяцев для садоводов и земледельцев поговорили с экспертами — учеными и аграриями.
Вот все говорят, да и по ощущениям, зимы в Беларуси стали теплее. А чем докажем? Конечно же, точностью синоптических измерений!
— Во-первых, за последние 30 лет климатическая зима (период с температурой воздуха устойчиво ниже 0°С) сократилась на 5 — 8 дней, — предъявили доказательства специалисты отдела изучения изменений климата Белгидромета. — Во-вторых, за последние 10 лет средняя температура зимнего сезона составила −2,6°С, что выше нормы на 0,8°С.
При этом самая теплая зима за всю историю метеонаблюдений была в 2019—2020 годах со средней температурой 1,5°С. А каковы особенности нынешней?
— Давайте сравним, — предложили синоптики. — Берем зиму 2012−2013 годов. Средняя температура декабря тогда составляла −5,6°С (ниже нормы на 3,1°С), а январская 2013-го была −7,1°С (ниже нормы на 3,0°С). А вот средняя по февралю стала −1,8°С (выше нормы на 1,7°С).
Теперь смотрим на нынешнюю — зиму 2022−2023 годов. Средняя по декабрю −2,8°С, что чуть ниже нормы (на 0,3°С), январь −0,7°С, уже выше нормы (на 3,4°С).
Таким образом, если судить по двум первым месяцам 2013 и 2023 годов, как в зеркале, отразились климатические тенденции нового тысячелетия. Возможно, это случайность, но, как говаривал герой одного анекдота, тенденция, однако!
Февраль только начался. Синоптики считают, что зимний сезон-2023 по итогу будет близким к норме либо теплее обычного.
Дело не только в температуре, но и во вредителях
Аграрии ждут весны, чтобы сказать наверняка, какой была зима для будущего урожая.
— Ведущий прогноза погоды по ТВ Дмитрий Рябов обещал в феврале до −15°С. Если его слова верны, то нынешняя зима вряд ли войдет в историю климатических измерений как теплая, — сомневается Николай Лешик — начальник главного управления растениеводства Министерства сельского хозяйства и продовольствия.
Особенно аграрии переживают за рапс, занимающий порядка 10% озимых посевов, — предмет их особой заботы.
— В последние годы не только бесснежные зимы, но и перепад температур становились причиной его гибели — до 30 тыс. га по стране, в основном в Витебской и Гомельской областях. На Гомельщине потери по озимому рапсу из-за недостатка снега и наличия легких почв доходили почти до 50% по области, — отмечает Николай Владимирович. — Гибель рапса по стране такая: в 2017-м — 17%, в 2021-м — 9%, а в 2022-м — 25%.
Теплые зимы земледельцев не слишком радуют и по другим причинам.
— При плюсовых температурах зимующие в верхних слоях почвы вредители, которые ранее промерзали и погибали, сейчас активно развиваются. По весне их выход (и вылет на сады) может стать более интенсивным, — оценивает крестьянские риски Николай Лешик. — Здесь важно по весне четко определить день внесения средств химзащиты.
На войну с вредителями и болезнями сельское хозяйство страны ежегодно тратит до $ 250 млн.
Какой была погода в январе 100 лет назад? 17 зимних фото.
И все же оптимизм земледельцам не чужд. В конце беседы начальник главного управления растениеводства Минсельхозпрода Николай Лешик, как позднее и первый заместитель генерального директора по научной работе НПЦ НАН Беларуси по земледелию Эрома Урбан уже назвали перезимовку посевов 2022—2023 годов однозначно хорошей.
От персиков и орехов…
Теплая зима для белорусских садов — большой плюс, — считают в РУП «Институт плодоводства».
— У нас все может расти! — уверен директор РУП «Институт плодоводства» Александр Таранов. — В последнее время у многих садоводов и хозяйств возник интерес к теплолюбивым деревьям и кустам. В частности, мы готовы им помочь не так давно районированным сортом персика «Лойка». Специалисты института даже дорабатывают технологии промышленного производства в Беларуси персиков и абрикосов.
— Сады под них можно будет закладывать в больших масштабах в Брестской, Гродненской и Гомельской областях, — считает эксперт.
Белорусские сады представлены морозоустойчивыми сортами деревьев, которые легко переносят зимы. Вместе с тем, как признал Александр Таранов, в нашей стране раз в 10 — 15 лет бывают месяцы с критическими температурами — до −30°С, поэтому, чтобы теплолюбивые деревья не вымерзали, саженцы в институте закаляют.
— Для защиты их искусственно промораживаем. Можем испытывать деревца перспективных сортов для садоводов, как любителей, фермеров, так и хозяйств, — уточняет директор Института плодоводства.
Своим становится на наших участках и орех. На 75 га хозяйства «Вязовецкий сад» под Молодечно растет фундук европейской селекции. Ранее о таком белорусы могли только мечтать! Новаторы из многоотраслевого ОАО «Рассвет имени К. П. Орловского» также заинтересовались орехом, правда, грецким: засадили 10 га его саженцами. Много ли собрали в прошлом году?
— Пока ждем: деревья начнут плодоносить только через два года! — уточняет директор ОАО «Рассвет имени К. П. Орловского» Александр Багель, отмечая, что их ореховая плантация зимы переживает хорошо.
Согласившись с тем, что возможность завести ореховую плантацию — очевидный плюс потепления, Александр Багель все же затруднился ответить на вопрос, удалось ли заработать хозяйству на теплых зимах и сколько:
— Сложно сказать, не занимались подсчетами.
Рассуждая о потеплении климата и его плюсах для белорусского растениеводства, первый заместитель генерального директора НПЦ по земледелию Эрома Урбан отметил, что теплые зимы без профессионализма аграриев мало бы принесли отрасли дивидендов:
— Вот говорят о том, что образовалась четвертая климатическая зона. Да, мы стали возделывать кукурузу, и не только в этой зоне, научились даже выращивать арбузы! С одной стороны, можно сказать, что это результат потепления климата. Но с другой — если не соблюдать технологии, не защищать растения от заморозков, то ничего бы у нас не получилось.
Как видим, теплые зимы несут как плюсы, так и минусы для белорусского сельского хозяйства. Практики и ученые не решаются назвать, чего больше. Однозначно, аграриям придется много поработать, чтобы адаптировать отрасль к такому подарку природы, как плюсовые или нулевые декабрь — февраль. Экспертам еще предстоит оценить промежуточные результаты «Стратегии адаптации сельского хозяйства Республики Беларусь к изменению климата», принятой в 2019 году. Прошло не так много времени.
| Тамара МАРКИНА, газета «7 дней», фото Павла ОРЛОВСКОГО.