Это инструкция к армейскому «сухому» душу. Его изобрели две крымчанки, косметологи Наталья Киселева и Екатерина Куксова. В декабре на фронт они отправили почти 5 тысяч моющих комплектов. Одна такая губка заменяет полноценный прием душа. Средство хорошо удаляет грязь, машинное масло. В состав пенящегося раствора также входят увлажняющие и противовоспалительные компоненты.
Подсмотрели у противника, испытывали на детях
«Идею мы подсмотрели в натовских пайках. Такими американцы снабжают ВСУ, — рассказывает Наталья. — А у нас в армии такого не было. Как-то даже пыталась по телефону объяснить командиру, что мы изобрели “сухой” армейский душ, который незаменим в полевых условиях. Так он сначала не понял: “Да ты хоть понимаешь, мне его установить негде!”. Понимаю. Именно поэтому мы и разработали для наших солдат эксклюзивный продукт».
Подруги решили заняться вопросом организации душа в полевых условиях, когда заметили, что на фронт огромными партиями отправляют влажные салфетки. В зоне боевых действий далеко не всегда есть возможность помыться. Бывает, что до ближайшей колонки в каком-нибудь селе приходится добираться 20 километров.
«Начали изучать различные гели и лосьоны по уходу за лежачими больными, — рассказывает Наталья. — Мы испытывали на себе и своих семьях, даже на детях, весь имеющийся ассортимент».
Наталья и Екатерина проверяли средства на гипоаллергенность. Поначалу отправляли на фронт покупные импортные губки.
«А наши российские губки в наборах для ухода за лежачими больными — прозрачные, в использовании неудобны, все тело такой не вымоешь. Перед нами стояла цель: сделать пенообразующие губки в разы дешевле, но чтобы по качеству они не уступали иностранным», — говорят Наталья и Екатерина. Для нужд СВО: когда дорнит лучше синтепона.
Сначала изобретательницы пропитывали кусочки синтепона ph-нейтральным моющим раствором — он хорошо пенится. Но этот материал очень мягкий, не дает абразивного эффекта. И вот однажды в мастерской мужа Екатерина наткнулась на рулон какой-то ткани. Потрогала из любопытства: немного грубоватая, но в целом приятная не ощупь.
«Оказалось, что это агроткань — дорнит, у нее есть небольшой абразивный эффект. И цена 50 рублей — метр, из него получается 40 губок. Для сравнения одна импортная губка стоит 50 рублей», — рассказывает Екатерина.
На небольшой кусочек агроткани Екатерина наносит 2−3 миллилитра специального раствора, быстрым отточенным движением, складывает в пакетик губку и одноразовую салфетку-полотенце, прикладывает инструкцию. А еще в каждый пакетик кладет карамельку, чтобы бойцу было приятно.
«К инструкции к армейскому “душу” у нас также есть “сопроводительная” надпись: “Русский солдат — чистый солдат! Чист душой! Чист помыслами! Чист телом!”, — улыбается Екатерина.
По ее словам, военный врач признался, что «сухой» душ просто незаменим и для ребят в госпитале.
В две смены без патента
«Для меня спецоперация началась, когда призвали нашего соседа. Вдруг пришло понимание, что это не где-то далеко, это рядом», — рассказывает Наташа".
Трудятся девушки в дне смены: днем на основной работе, а вечером — собирают наборы для солдат. Родные их во всем поддерживают.
«Мне и дети мои помогают, и племянник, и мама, а ей 70 лет. Кстати, она дочь командира саперной роты, который прошел всю Великую Отечественную, — рассказывает Екатерина».
«Моей дочке 8 лет, у них в школе каждую неделю “волонтерский день”: ребята собирают душевые наборы, фасуют сухие супы», — добавляет Наталья.
Когда крымчанки отправили на фронт первые сто гигиенических наборов, они очень радовались. Но теперь понимают, что сто — это очень мало. Теперь более 5 000 наборов в месяц они посылают на фронт.
Запатентовать свое изобретение крымчанки не стремятся. Хотят лишь, чтобы все это поскорее закончилось, чтобы мы победили.
«Я задавала себе вопрос: а что ты сделала для Победы? Для своей Родины, для людей, которые за нее воюют? И ответить было нечего. Сейчас думаю, что если мой труд вдохновит и поддержит бойца, если благодаря моей заботе у кого-то появятся силы, то для меня это будет огромным счастьем», — улыбается Екатерина.
«Все мы получаем свой жизненный урок, — поддерживает Наталья подругу. — Просто смотреть телевизор и причитать, мол, все пропало — или сделать посильный вклад в общее дело, в нашу Победу».