«Пищевое ограничение — это лишь одна из граней поста. Пост — это ещë и поступки: дела милосердия, любви, соучастие в жизни окружающих, приобщение к Церкви и молитва, отказ от греха», — говорит ректор Екатеринбургской духовной семинарии иеромонах Корнилий (Зайцев).
Растопить сугробы.
Юлия Дементьева, «АиФ-Урал»: — Начался Великий пост, который продлится до 15 апреля. Часто можно услышать от священников, что пост — это не диета. А что тогда такое пост, какие у него задачи?
Иеромонах Корнилий: — Начало поста в этом году почти совпало с началом весны. Весна — это время преображения природы. Время, когда сходит снег, трава начинает просыпаться и наливаться зеленью, появляются первые цветы, в лесу снова становится слышно пение вернувшихся из тёплых краев перелётных птиц и всё вокруг снова начинает искриться, сиять, радоваться, двигаться в ожидании тёплых летних дней. Вот и Великий пост не случайно именуется в Православной Церкви весной духовной. Это не время лишений, ограничений, голодовок, мрачных молений, как иногда думают люди со стороны. Пост — это время преображения нашей души. Время, когда необходимо растопить духовные сугробы — наше неверие, сомнение, леность, безучастность, строптивость — и дать возможность снова прорасти в нашей душе ярким цветкам веры, надежды, любви, сочувствия и радости.
Вот, например, когда вы ожидаете почётного гостя или любимого человека — вы дома пыль протрёте, полы помоете, ковры почистите, окна у вас засияют, аккуратный стол будет накрыт. И любой, кто взглянет на вашу квартиру в этот день, скажет: «Да, хозяин ждёт знатного посетителя!» Мы с вами, православные христиане, готовимся встретить самого важного гостя в нашей жизни — воскресшего из мертвых Спасителя Господа нашего Иисуса Христа. И тем радость этой встречи велика, что мы радуемся Его воскресению, мы с радостью и ликованием воспринимаем эту весть — Христос жив и победил смерть!
Великий пост предназначен как раз для этой встречи. Это время навести порядок в нашей душе, чтобы нам не стыдно было пригласить туда нашего Спасителя. Задача Великого поста — подготовиться к Пасхе Христовой. Это, действительно, не диета. Пищевое ограничение — это лишь одна из граней поста. Пост — это ещё и поступки: дела милосердия, любви, соучастие в жизни окружающих, приобщение к Церкви и молитва, отказ от греха. Ограничение в еде лишь может помочь не распылять своё духовное и физическое внимание, сосредоточиться на этих, главных, сторонах поста.
Не будьте унылы.
— Чем стоит заниматься во время Великого поста?
— Повторюсь, главное в посте — это молитва, умеренность и добрые дела. Как всë это совмещать с нашей повседневной жизнью — вопрос сугубо индивидуальный. Очень хорошо, если у вас есть духовник, который поможет определить правила для вашего личного поста. Но я могу рассказать, как о посте учит Святая Церковь.
В Евангелии от Матфея очень хорошо описано состояние постящегося человека: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 14−18).
А святитель Иоанн Златоуст писал: «Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключённых. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния».
— Не так-то просто бывает этому следовать…
— Конечно, во всём этом необходима практика. Возможно, сначала нам придётся себя немного принуждать. Ведь все изменения в человеке начинаются с принуждения, не правда ли? Когда мы начинаем заниматься физической культурой, мы заставляем себя идти на тренировку, потом наши мышцы так болят, что возобновлять занятия не хочется, но мы понуждаем себя. А через какое-то время всё становится на свои места — мы начинаем получать удовольствие от занятий, ведь мы возвращаем нашему организму то, чего он лишался на протяжении многих лет, когда мы вели нездоровый образ жизни. Это, возможно, грубое сравнение, но с постом, молитвой и делами милосердия ситуация схожая. Сначала мы себя будем понуждать, а потом душа, которая по природе своей христианка, воспримет наши старания и труды. Главная цель — это общение с Богом. Мы поймëм, какое оно, только когда сделаем свою душу способной к этому общению, и тогда уже нам будет совсем неохота возвращать еë в то унылое состояние, в котором она пребывала до этого.
Но это тернистый пусть, и, возможно, множество искушений и препятствий будет на нём нас поджидать. Много из них будет таких, с которыми мы не в силах будем справиться. Тогда мы будем обращаться за помощью к Богу. Идти в храм, исповедоваться, причащаться.
В нашей повседневной жизни пост вполне возможен. Не стоит искать себе оправданий, говоря, что работа не позволяет поститься, семья не даёт, режим дня убийственный. Для поста всегда есть время. Помоги бескорыстно на работе своему коллеге — это уже пост. Откажись от шумного корпоратива в пользу тихого вечера с семьёй, а лучше для молитвы или посещения храма — это уже пост. Прости огорчившего тебя человека — и это пост. Сдержи свой гнев в маршрутке, когда тебе наступил на ногу неуклюжий пассажир, — снова пост. Изменяй вредным привычкам, заводи полезные. С этого тоже начинается пост и христианская жизнь.
По особому уставу.
— Расскажите, пожалуйста, о богослужениях во время Великого поста. У них ведь есть свои особенности? Что делать, если нет возможности посещать службы в храме?
— Великий пост — это богослужения по особому уставу, который предполагает более длинные богослужения, с большим количеством чтений. Самое удивительное во время Великого поста, что литургию можно совершать не каждый день, а только по субботам и воскресеньям. Не каждый день человек может посетить службу, чтобы причаститься. Потому что причастие — это особый праздник для души, но во время Великого поста мы смиряемся, поэтому воздерживаемся даже от великого Таинства.
Но чтобы не оставлять в будние дни человека совсем без Святых Таинств, Церковь служит особое богослужение — Литургию Преждеосвящëнных даров. Она совершается по средам и пятницам. Во время неё происходит причащение Телом и Кровью Христовой, которые были заготовлены на литургии в воскресенье. Это очень красивая служба.
В первую неделю Великого поста вечерами в храмах читается особый покаянный канон святителя Андрея Критского. Это глубокое поэтическое произведение, в котором святой описал путь грешной души человека от сотворения мира до пришествия Христова. В первые четыре воскресенья Великого Поста служится вечерня с акафистом Страстям Христовым, так называемая Пассия. В центр храма выносится Распятие, и перед ним священник и народ вспоминают в молитвах, какие страдания претерпел Господь, чтобы искупить грех человечества и открыть нам путь в Царство Божие.
Если не удаётся посетить эти исключительные в своём роде богослужения, то, во-первых, стоит молиться, чтобы Господь помог их увидеть вживую в храме, а во-вторых, я бы посоветовал посмотреть эти службы в трансляции, записи. Почитать тексты этих служб дома, можно с переводом на русский язык, чтобы было понятно. Проникнуться глубиной этих текстов, помолиться.
— Как соблюдают пост студенты вашего учебного заведения?
— Для студентов семинарии пост — это долгожданное событие. Вроде бы странно звучит, да? Время ограничений, усиленной молитвы, долгих богослужений, а они его ждут. Отчасти я уже ответил почему. Потому что на самом деле пост — это духовная весна. Ребята в семинарии это прекрасно понимают. Ну и, конечно же, за Великим постом их встречает светлый праздник Христовой Пасхи! Ожидание этой великой радости скрасит любые лишения.
Пост для студентов семинарии проходит особо. Начнём с того, что в самые основные дни поста — первую его неделю, последнюю Страстную неделю и в некоторые особые дни — полностью отменяются учебные занятия. Эти дни предназначены для молитвы и богослужения. Ребята проводят время в храме, в свободное время читают Писание, духовную литературу или отдыхают — службы в эти дни начинаются очень рано, и иногда необходимо вздремнуть днём, чтобы вечером снова пойти на службу.
Если вам интересно, как питаются семинаристы, то по благословению священноначалия к студентам семинарий, как к молодым растущим организмам, не применяются самые строгие моменты Великопостного устава. Ребята не вкушают мяса и молочных продуктов, но рацион питания рассчитывается с учётом всех потребностей молодого организма. Проводится и невидимая работа, но уже самими ребятами. Они работают над собой, стараются совершать дела милосердия, участвовать в каких-то добрых мероприятиях, семинарских, епархиальных, городских. В общем, делают всë, что в их силах, чтобы достойно подготовиться к встрече Светлого Христова Воскресения.