В Уфе скоропостижно умер народный артист Башкортостана, режиссер Азат Надыргулов

Об этом «Башинформу» сообщили в министерстве культуры РБ.

В Уфе на 61-м году скоропостижно умер актер, режиссер, педагог, народный артист Башкортостана Азат Надыргулов.

Прощание состоится завтра, 2 марта, в 12.00 в Национальном молодёжном театре имени Мустая Карима.

Азат Ахмадуллович Надыргулов родился 19 июля 1962 года в с. Юлдыбаево Зилаирского района Башкирской АССР. Окончил актерское отделение Уфимского государственного института искусств в 1982 году и стал актером Башкирского государственного академического театра драмы им. М. Гафури. В 1987 году поступил на режиссерский факультет ГИТИСа в мастерскую известного режиссера-педагога Анатолия Васильева.

В 1992 году после окончания РАТИ стал режиссером, с 1997 по 2000 годы — художественным руководителем БГАТД им. М. Гафури. Был художественным руководителем ТЮЗа (1993−1997). В 1997 году театр переименован из ТЮЗа в Национальный молодежный театр и с 2000 по 2004 годы был художественным руководителем НМТ РБ. За годы работы поставил множество спектаклей в разных театрах.

«Как режиссёр дебютировал в 1992 спектаклем “Талаҡ, талаҡ!” (“Камикадзе”) Ф. Булякова. Для режиссёрской манеры Надыргулова характерно использование различных художественных приёмов: “игровой театр” (шутки-аллегории, реплики апарт, импровизация, вовлечение публики в сценическое действо) — “Илай белмәгән ҡатын” (“Женщина, которая не умела плакать”) по пьесе “Филумена Мартурано” Э. Де Филиппо, “Дурочка” Лопе де Веги, “Ике байҙың хеҙмәтсеһе” (“Слуга двух господ”) К. Гольдони; введение образа рассказчика — “Уйындан — уймаҡ” (“И в шутку и всерьёз”) Ш. Рахматуллина, “Һинд ҡыҙы” (“Индийская насмешница”) Г. Каюмова, “Чайка” А. Чехова; вставные сценические композиции, иллюстрирующие прошлое или будущее персонажей — “Аты барҙың — дәрте бар” (“Любви все возрасты покорны”) Н. Гаитбая, “Айгуль иле” (“Страна Айгуль”) М. Карима. Значительное место в творчестве Надыргулова занимают спектакли о башкирских исторических личностях: “Салауат” (“Салават”) по трагедии “Салауат. Өн аралаш ете төш” (“Салават. Семь сновидений сквозь явь”) М. Карима, “…Шайморатов-генерал” (»…Шаймуратов-генерал«) и “Дала ҡиссаһы” (“Половецкая мистерия”) Булякова, в которых философски звучат темы духовного одиночества, свободы жизненного выбора, ответственности перед народом. На сцене Стерлитамакского театра драмы поставил спектакль “Бермуд өсмөйөшө” (“Бермудский треугольник”) Р. Кул-Давлета, Сибайского театра драмы — “Эңер төшкәндә” (“Сумерки”) Н. Гаитбая, “Сулпана” — “Урал-батыр” по мотивам эпоса “Урал-батыр”, — пишет о нем в Башкирской энциклопедии Тансулпан Бабичева.

Лауреат первой премии в номинации «Лучшая режиссура» республиканского фестиваля «Театральная весна» за спектакль А. П. Чехова «Чайка» (1995) и спектакль по пьесе Ф. Булякова «Половецкая мистерия» (2003), фестиваля «Полет Чайки», посвященного 100-летию написания пьесы (1997, Санкт-Петербург).

Также известен как режиссер массовых действ и представлений. Работу режиссера совмещал с работой педагога в Уфимском институте искусств, был доцентом кафедры режиссуры и мастерства актера.

«Башинформ» выражает искренние соболезнования родным и близким покойного.