Сокровища калининградских музеев: Сердце великана, янтарный драккар и книга в виде браслета

Сегодня мы заглянем за толстые стены башни Дона и познакомимся с крупнейшей в мире коллекцией балтийского янтаря.
7

Всю сознательную жизнь я прожил в Калининграде, с детских лет знаком с янтарем и всегда считал, что солнечный камень — ровесник динозавров. Даже нисколько в этом не сомневался. Но все, оказывается, совсем не так.

— Многие так считают, — улыбается Майя Медведева, методист по просветительской работе Музея янтаря. — Однако это заблуждение. Янтарь образовался в эоцене — то есть в то время, когда динозавры уже вымерли. И на Земле существовала уже другая фауна. У нас в музее, кстати, есть ее представители.

И Майя Медведева показывает доисторическую, с позволения сказать, птичку — с клювом, с опереньем, ростом около 150 сантиметров.

— Это гасторнис — птица, которая обитала в янтарном лесу. Примерно 40 миллионов лет назад.

— Подозреваю, от этой птахи произошли страусы.

— Не совсем. Как ни странно, ближайший потомок гасторниса — гусь.

Макет доисторической птицы — один из выразительных экспонатов Музея янтаря, но, конечно, далеко не самый ценный. Настоящие сокровища — это сам янтарь и изделия из этого волшебного камня.

КРАСНОЕ ЗНАМЯ НАД КРЕПОСТЬЮ.

Музей янтаря расположен в историческом здании. Круглая крепость из красного кирпича была построена в середине XIX века, точнее — в 1853 году (о чем свидетельствует надпись на самом верху здания), и названа башней Дона. В честь прусского военачальника, участника Наполеоновских войн Фридриха Карла цу Дона. Башня входила в комплекс так называемого внутреннего кольца укреплений Кёнигсберга. 10 апреля 1945 года над башней взметнулся красный стяг — в ознаменование взятия Кёнигсберга воинами Красной армии.

— Теперь мы каждый год поднимаем знамя Победы, и оно развевается над башней вплоть до 10 мая, — рассказывает Майя Медведева.

Конечно, крепостное сооружение не очень подходит для демонстрации музейной экспозиции: толстые стены, узкие бойницы… Но в Музее янтаря, открывшемся в Калининграде в 1979 году, удалось очень органично вписать шедевры из солнечного камня в суровые фортификационные интерьеры и превратить мрачную башню в настоящий храм искусства. Например, в круглом внутреннем дворике (который открыт для посетителей в летний сезон) теперь вместо колодца — фонтан, а в подвалах с тяжелыми сводчатыми потолками, где раньше хранились боеприпасы, теперь изумительные образцы янтарной коллекции. Новая жизнь старых стен.

САМЫЙ БОЛЬШОЙ.

— Обычно экскурсии у нас начинаются с этого места, — говорит Майя Медведева, показывая на огромный кусок янтаря за стеклом.

Он похож на изъеденную глубокими морщинами здоровенную голову. Или не голову… Оказывается, янтарь носит название «Сердце великана». Добыли его в Приморском карьере в Янтарном в 1960-е годы. Вес самородка — 4 килограмма 280 граммов.

— «Сердце великана» — самый крупный образец балтийского янтаря в России и второй по размеру в мире. Уступает только самородку, найденному на севере Польши и хранящемуся сейчас в Германии, — поясняет методист.

Рядом — образцы поменьше, но не менее интересные. Например, некоторые кусочки янтаря имеют форму капли. То есть смола, стекавшая по стволу гигантской сосны, застыла, что называется, в естественной позе. Другие — в форме сосулек или наростов. А вот вообще шедевр — янтарь в янтаре: крохотная рыжая бусинка уютно устроилась в своеобразной янтарной раковине. По соседству с этими экспонатами можно увидеть и саму сосну, а точнее, участок янтарного леса — с характерными для периода эоцена образцами деревьев и другой растительности.

— У нас даже две диорамы, изображающие лес. Одна из них, сделанная в советское время, не вполне корректная, учитывая наши новые знания о том периоде, но мы ее решили оставить, — говорит Майя Медведева.

МОШКАРА В ЯНТАРЕ.

Деревья, кусты и трава на диорамах, конечно, искусственные. Но есть в коллекции музея и натуральные образцы флоры и фауны «янтарного периода». Благодаря инклюзам — включениям в янтаре. Нередко, стекая по стволу, капля смолы забирала с собой в вечность пучок мха, лепесток, какого-нибудь паучка, муху или стрекозу. Бывало, что в янтарный плен попадал и более крупный живой организм.

— Вот, например, маленькая ящерица, — показывает Майя Медведева. — Даже не успела сбросить хвост…

Янтарь с инклюзами очень ценится, и поэтому нет ничего удивительного, что его часто подделывают. В музейной коллекции можно познакомиться с образцами таких фальшивок.

— Как видите, отличить подделку не очень сложно, — говорит методист, показывая витрину, где образцы имитаций янтаря с инклюзами. — Как правило, авторы фальшивых образцов вставляют в якобы янтарь очень хорошо сохранившихся насекомых. Или, например, современных бабочек, которых тогда не было. Или рыбу.

Представляете янтарь с рыбой? В Музее янтаря есть и такой.

ДРЕВНИЕ РАРИТЕТЫ.

Большая часть коллекции Музея янтаря посвящена изделиям из солнечного камня. Их тут — огромное разнообразие. Потому что обрабатывать янтарь начали очень-очень давно — около шести тысяч лет назад. В глубокой древности людей привлекал мягкий цвет камня, его необычные свойства — например, то, что он не тонет в соленой воде, легкость в обработке. И довольно быстро янтарь стал популярным товаром, покорившим многие города и страны. Изделия из балтийского «самоцвета» находят в Древнем Египте, в захоронениях Минойской и Микенской цивилизаций, процветавших в Древней Греции. Усилился же поток янтаря с Балтики на юг во времена Римской империи. Римляне очень ценили солнечный камень и платили за него звонкой монетой. Именно поэтому в Калининградской области довольно часто находят римские монеты — это следы торговых связей античной эпохи.

Кстати, расплачивались римляне с ловцами янтаря не только монетами. Так, в 2021 году в одном из захоронений какой-то важной персоны из древних эстиев, возможно вождя, была обнаружена популярная римская игра латрункули, напоминающая шашки. Стеклянные фишки сохранились почти идеально, и сегодня они украшают коллекцию Музея янтаря.

В конце XIX века на Куршской косе был обнаружен клад изделий из янтаря. Около 400 различных амулетов, подвесок и прочих украшений, сделанных древними эстиями — предками пруссов. Клад хранился в Кёнигсберге и, к сожалению, повторил судьбу легендарной Янтарной комнаты — в 1945 году он почти весь бесследно исчез. Осталось только описание коллекции и серия рисунков. По этим рисункам после войны мастерам удалось воспроизвести некоторые древнейшие раритеты.

ШКАТУЛКИ, ТАРЕЛКИ, МУНДШТУКИ…

— В XIII веке, как известно, на эту землю пришел Тевтонский орден, который установил монополию на добычу янтаря, — рассказывает Майя Медведева. — При этом в орденское время янтарь здесь не обрабатывался. Все изменилось после образования лютеранского герцогства Пруссия. Католические страны отказывались покупать янтарь у протестантов, в результате обработка янтаря и производство изделий из солнечного камня стали развиваться в Кёнигсберге.

В Музее янтаря можно увидеть настоящие шедевры — XVII и последующих веков. Шкатулки, украшения, тарелочки, изящные мундштуки. А среди мундштуков — роскошный янтарный портсигар производства «Фаберже», украшенный эмалью и бесцветными сапфирами. Рядом можно познакомиться с историей Янтарной комнаты и узнать, как ее восстанавливали в советское время. Процесс восстановления мирового шедевра продолжался, между прочим, почти четверть века.

В XIX веке добыча янтаря встает на промышленную основу. Следом за добычей начинает активно развиваться и обработка — в Кёнигсберге открывается Янтарная мануфактура, проработавшая до 1944 года. В коллекции музея находится немало предметов, которые были произведены мастерами мануфактуры. На первый взгляд простеньких, но зато весьма функциональных.

СОВРЕМЕННЫЕ ШЕДЕВРЫ.

Последний пункт программы — подвал. Открывается он интерактивной зоной. Каждый желающий может покопаться в стеклянном ящике с песком и отыскать заветный кусочек янтаря. А после этого сесть за станок и попытаться освоить искусство обработки камня.

Сейчас на нижнем ярусе музея — временная экспозиция, посвященная современным изделиям из янтаря. И здесь — настоящие шедевры, подчас не уступающие произведениям минувших эпох. Например, художник из Италии Маркус Фрюауф в виде изящной янтарной миниатюры изобразил Калининградскую область. А калининградец Александр Юрицын построил фантастический драккар викингов. Поразительная тонкость! На соседней витрине — необычная брошь, сделанная Сюзанне Эльстнер из Германии. В работе использованы янтарь, серебро и… уголь. А вот маленький шедевр мастера из Китая — браслет из идеально круглых янтариков испещрен миниатюрными иероглифами.

— В этом маленьком браслете — целая книга, — говорит Майя Медведева.

Сердце «нижней» экспозиции — янтарное панно «Русь» авторства питерского мастера Александра Журавлева, который на протяжении нескольких лет возглавлял работы по восстановлению Янтарной комнаты. Здесь не только янтарь, но и ослепляющая своей белизной слоновая кость. Один из калининградских парфюмеров так вдохновился шедевром, что придумал новый аромат — с запахом яблока. Оценить тонкий и слегка терпкий запах может каждый посетитель музея.