Новости, связанные с коронавирусной инфекцией, уже давно не вызывают ажиотажа. А само слово «ковид» стало таким же обыденным, как «грипп» или «простуда». Канули в прошлое такие слова, как «самоизоляция» и «антиваксеры». Отменили большинство ограничений.
Многие даже с каким-то теплом и ностальгией вспоминают те времена, когда мы сидели на карантине, скупали гречку и туалетную бумагу. А ведь тогда, в марте 2020‑го, нам было тревожно, сложно и непривычно. Однако по-настоящему трудно приходилось медикам, которые, кстати, до сих пор продолжают выезжать к коронавирусным больным. «МК в Питере» поговорил с одним из таких врачей. Доктор рассказал, с какими трудностями пришлось столкнуться ему и его коллегами и какие ошибки допустили в начале пандемии.
Никто не верил в ковид.
В конце 2019‑го и начале 2020 года многие жители Северной столицы надеялись, что «еще пронесет», с опаской слушая тревожные новости, приходящие из Китая, Америки и Западной Европы. Даже когда в Петербурге зафиксировали первые случаи заражения коронавирусной инфекцией, ходило мнение, что все это ненадолго. Однако уже в конце марта 2020 года в городе ввели карантин, а полностью победить ковид не удалось до сих пор. Спустя три года с появления в мире коронавируса мы решили вспомнить, как начиналась пандемия. Для этого мы побеседовали с врачом одной из городских поликлиник, который рассказал все без прикрас, но попросил не называть его имени.
По словам медика, в начале 2020 года в поликлинике, где он работает, персонал успокаивали. Тогда мало кто предполагал, что пандемия приведет к антиковидным ограничениям, повсеместному ношению масок, появлению QR-кодов и закрытию развлекательных заведений.
— Вам было не страшно ехать на свой первый выезд к коронавирусному больному?
— Формально это был пациент с симптомами пневмонии, но все было понятно сразу. Как раз от него я и заразился. За три года пандемии перенес ковид шесть раз: четыре случая были подтвержденными, а два нет. Сейчас пытаюсь восстановиться после болезни. Температура была 18 дней. Первый и шестой разы были самыми тяжелыми, а то, что между, перенес относительно легко. Что касается последствий, то они у меня сохраняются где-то месяц после болезни и выражаются в быстрой утомляемости, апатии и плохом настроении.
— Когда был самый сложный период для врачей?
— Летом 2020‑го. Стояла жара, отработать смену в СИЗ было, мягко говоря, непросто. Но труднее всего пришлось пациентам. Именно тогда у нас появилась новая проблема: очереди из машин скорой помощи. В карете духота, пациент задыхается, а ждать очереди можно было по 4−6 часов. Не во всех машинах скорой есть кондиционер.
«Деньги поступили в срок».
Что касается ковидных выплат, то тут, по словам медика, у него не было никаких проблем. Обещанные деньги выплатили честно и в срок.
— Я подавал один раз только, несмотря на то что болел ковидом неоднократно. Получил 368 тысяч (300 — сама выплата, 68 — страховые). Мне не пришлось ничего доказывать, ведь я приезжал на дом к больным, — отмечает доктор.
Отвечая на вопрос о том, как сейчас обстоит ситуация с коронавирусом и есть ли риск того, что заболеваемость резко пойдет вверх, доктор воздержался от прогнозов.
— В группе риска по-прежнему остаются пожилые петербуржцы и горожане с хроническими заболеваниями: сахарный диабет, онкология и прочее. Почти все эти пациенты, к кому мы регулярно приезжали, умерли за три года пандемии. Жизнь большинства из них унес ковид или осложнения. Что касается текущей ситуации, то не могу сказать ничего конкретного, ведь я сам лечусь, но могу заверить, что у нас уже сформирован коллективный иммунитет. По этой причине вряд ли будут серьезные вспышки, но коронавирусная инфекция, думаю, останется с нами как сезонное заболевание, — подытожил медик.
Переболели все?
По данным комитета по здравоохранению на начало марта 2023 года, в Петербурге болеют коронавирусом около 12 тысяч человек. Примерно 1500 лечатся в медучреждениях. При этом несколько десятков пациентов находятся на ИВЛ. Всего в городе развернуто около 2 тысяч коек, а привиться от ковида успела половина жителей Северной столицы.
«Три года пандемии в значительной степени изменили систему здравоохранения, и в первую очередь — в части оказания медицинской помощи пациентам с инфекционными заболеваниями. На момент прихода COVID‑19 в городе было два крупных инфекционных стационара. Остальные потребовали оснащения санпропускниками и кислородными точками. На пике заболеваемости коронавирусной инфекцией больных принимали 25 медицинских учреждений. С момента пандемии возведено шесть стационаров-трансформеров. Всего в Петербурге, по официальным данным, переболело коронавирусной инфекцией более 1,8 млн человек, — сообщил глава петербургского Комздрава Дмитрий Лисовец. — Однако не будет преувеличением сказать, что в той или иной форме с COVID‑19 столкнулись почти все жители города. Большинство переболели в легкой форме, у части заболевание протекало бессимптомно. В любом случае, в том числе и благодаря массовой вакцинации, нашему городу удалось сформировать хороший коллективный иммунитет от COVID‑19. Тяжелым испытанием стал февраль 2022 года, когда в сутки заболевало около 22 тысяч человек. Однако и с такой нагрузкой благодаря вовремя принятым мерам (организации инфекционных боксов, работе службы “122”, дистанционному открытию и закрытию больничных и др.) системе здравоохранения удалось справиться. Петербург первым в РФ ввел выплаты за счет регионального бюджета медицинским работникам, которые заразились коронавирусной инфекцией. За счет регионального бюджета [заболевшим медикам и семьям погибших врачей] было выплачено более 11 млрд рублей».