«Число зайцев вырастет». Кто и почему повышает плату за проезд в Перми

Какие ассоциации у пермяков вызывает общественный транспорт?

У кого-то перед глазами появляются новенькие красные автобусы, украшенные к юбилею города, валидаторы. Кто-то вспоминает грязь в салоне. С 15 апреля за проезд мы будем платить больше на два рубля. Как к этому пришли?

Кто повышает стоимость проезда?

Плата за проезд в Перми повышается регулярно. Прежде алгоритм был такой: администрация оглашает экономически обоснованный для отрасли тариф, горожане возмущаются, депутаты обсуждают и принимают решение повысить плату на меньшую заявленной чиновниками сумму. В этом году народные избранники выпали из цепи: они передали полномочия устанавливать стоимость проезда мэрии.

«Это позволит администрации самостоятельно индексировать тариф по утверждённой формуле, исходя из экономических показателей. Вопрос перейдёт из политических в разряд сугубо хозяйственных и позволит отрасли планомерно развиваться», — прокомментировали ситуацию в департаменте транспорта Перми.

«Вся информация о формировании тарифов есть у администрации, поэтому теперь это полностью их компетенция. Однако депутаты не самоустраняются от этой темы. Дума оставляет за собой полномочия по формированию тарифного меню. Даже если будет какое-то повышение, депутаты смогут уравновесить ситуацию, снизив, к примеру, стоимость проездных билетов», — говорит зампредседателя гордумы Максим Спиридонов.

Повышение тарифа не заставило себя долго ждать. В конце февраля депутаты во время пленарного заседания согласились передать администрации соответствующие полномочия, а уже 10 марта мэрия сообщила, что с 15 апреля цена проезда увеличится до 35 ₽ (экономически обоснованный тариф сейчас — 37 ₽). Стоимость пересадки по транспортной карте вырастет до 18 ₽ Безлимитный проездной на год обойдётся в 13 650 ₽ Льготный проездной на месяц подорожает до 1050 ₽

«Тариф рассчитывается по утверждённой формуле, учитывающей стоимость работы транспорта и пассажиропоток. На основании этого рассчитана стоимость как разовой поездки и пересадки, так и проездных».

говорят в департаменте транспорта.

Иными словами — подорожает всё. Почему тариф изменится именно с 15 апреля? Администрация должна уведомлять депутатов об изменении размера платы за месяц.

Подорожают отдельные маршруты?

Пермяки отреагировали на новость по-разному: кто-то с негодованием, кто-то с сарказмом. Были и оптимисты. Так комментировали горожане новость в соцсетях: «Теперь выгоднее ездить на работу на такси, собрав по пути одного-двух-трёх коллег», «В автобусах станет чище», «Тариф необоснованно завышен. Маршруты разорваны против воли пассажиров. У кого хорошая зарплата — у тех личные автомобили. Пассажиры чаще малообеспеченные», «Так бы пенсии поднимали», «Зайцев прибавится», «Не удивлена».

По мнению депутата гордумы Сергея Медведева, который этой зимой выложил в Сети фото жуткой грязи в автобусе № 67, качество услуги в Перми и при нынешнем тарифе не соответствует стоимости.

«К передаче полномочий менять тариф на проезд в общественном транспорте мэрии отношусь очень плохо, — сообщил “АиФ-Прикамье” Сергей Медведев. — Теперь депутаты не могут участвовать в решении вопроса. Единственное, что мы сейчас можем обсуждать, это проезд льготных категорий граждан».

Своё мнение высказала и пермская общественница, член инициативной группы «СтопТариф» Людмила Ёлтышева.

«Можно предположить, что следующим после увеличения тарифа шагом департамента транспорта станет повышение стоимости проезда на отдельно взятых маршрутах — тех, что являются самыми убыточными. По итогам 2022 г. это автобусы №№ 20, 77, 32, 15, 53, 80, 64, — говорит Людмила Ёлтышева. — На этих же маршрутах выявили наибольшее количество зайцев. Если стоимость проезда будут поднимать ещё, число безбилетников только вырастет. Получается замкнутый круг. Что можно было бы сделать, чтобы эта отрасль не несла такие убытки (а они в конечном счёте ложатся на плечи пассажиров)? Ответ прост — нужно снизить тариф!».

В департаменте транспорта сообщили, что отдельно повышать плату на наиболее убыточных маршрутах в данный момент не планируется.

«Департамент транспорта Перми не планирует вводить отдельные тарифные зоны для маршрутов с большой протяженностью (именно они обычно самые убыточные). Каких-либо мер для этого не разрабатывается, — рассказали perm.aif.ru в департаменте. — Тариф устанавливается, исходя из утвержденной методики, которая учитывает пассажиропоток и стоимость транспортной работы. Стоимость проезда при этом устанавливается единая для всех городских маршрутов автобусов и трамваев. Это гарантирует равную ценовую доступность общественного транспорта для всех жителей».

Также в администрации объяснили, почему маршруты с большой протяжённостью часто убыточные.

«Это связано с большой средней дальностью поездки одного пассажира. На перевозку одного человека на этих маршрутах затрачивается больше ресурсов (топлива, рабочего времени водителей и так далее), чем в транспорте в центральной части города», — говорят в мэрии.