Счетная палата: госдолг в Иркутской области уменьшился на 24%

Ведомство проверило эффективность использования бюджетных кредитов на примере семи регионов.

Источник: Reuters

Предоставление бюджетных кредитов регионам обеспечило сокращение расходов на обслуживание государственного долга субъектов РФ, но не привело к уменьшению его объема и снижению долговой нагрузки на региональный бюджет. К такому выводу пришла Счетная палата, проверив эффективность использования бюджетных кредитов на примере семи регионов. В частности, госдолг в Иркутской области уменьшился на 24%. Об этом сообщает ИА IrkutskMedia со ссылкой на пресс-службу СП.

«На начало 2022 года объем государственного долга субъектов Российской Федерации увеличился в сравнении с 2017 годом на 5,2% и составил 2,5 трлн рублей. Основная доля заимствований пришлась на 2020 год. Из числа проверенных регионов наибольшее увеличение долга отмечено в Санкт-Петербурге — в 6,2 раза, Московской области — в 2,7 раза и Свердловской области — на 37,8%. В Новгородской области, республиках Татарстан и Саха (Якутия) увеличение долга составило от 1,5 до 11,1%. При этом в Иркутской области госдолг уменьшился на 24%», — привел на Коллегии данные аудитор Счетной палаты Алексей Саватюгин.

Всего в 2017—2021 годы проверенные регионы получили из федерального бюджета кредиты в объеме более 896 млрд рублей. Также регионам предоставлялись казначейские кредиты (на пополнение остатка средств на счете бюджета) в объеме 2,2 трлн рублей.
Как показала проверка, регионы преимущественно использовали предоставленные кредиты на погашение долговых обязательств (более 50%) и оплату текущих расходов (более 47%).

При этом доля бюджетных кредитов, направленных на инвестиционные цели, была крайне незначительной. Исключением стал Санкт-Петербург, где на инвестиционные цели было направлено более 63% предоставленных из федерального бюджета кредитов.

В ходе проверки во всех семи регионах были отмечены нарушения и недостатки при управлении государственным долгом. Так, регионы не соблюдали установленные Бюджетным кодексом ограничения по объемам заимствований. При этом ответственность за это законодательством не предусмотрена, о чем Счетная палата ранее информировала Правительство Российской Федерации.

Отдельные регионы не выполняли условия соглашений о предоставлении бюджетных кредитов в части достижения установленных плановых значений показателей.
«Невыполнение условий соглашений повлекло досрочный возврат бюджетных кредитов Республикой Саха (Якутия) на общую сумму 3,3 млрд рублей, Новгородской областью — 0,5 млрд рублей, Свердловской областью — 0,9 млрд рублей», — сообщил аудитор.

Также наблюдается практика привлечения рыночных заимствований при наличии существенных остатков на счетах региональных бюджетов. В результате такие заимствования приводили к необоснованным расходам на их обслуживание. Общая сумма процентных платежей по таким случаям только в Московской области и Санкт-Петербурге составила около 5 млрд рублей.

«Важно отметить, что такая практика носит системный характер. Счетная палата в 2021 году уже рекомендовала Правительству установить ограничения на осуществление регионом рыночных заимствований при наличии значительных остатков средств на едином счете бюджета. Однако наши рекомендации не были реализованы», — констатировал аудитор.

Похожая ситуация отмечается и в части казначейских кредитов. Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок их предоставления, не содержат ограничений на получение кредита в зависимости от остатка средств и предстоящих расходов регионального бюджета, а также не ограничивают привлечение рыночных заимствований при неиспользованном лимите на казначейские кредиты. В результате регионы проводят экономически необоснованные операции. Так, проверка выявила случаи, когда регионы получали казначейские кредиты при наличии существенных остатков на едином счете бюджета (Новгородская область, республики Татарстан и Саха (Якутия) или привлекали рыночные заимствования при неиспользованном лимите на казначейские кредиты (Новгородская и Свердловская области, Республика Саха (Якутия).

Кроме того, недостаточно урегулирован механизм предоставления бюджетных кредитов на погашение задолженности регионов (муниципальных образований) по рыночным заимствованиям. В частности, не обеспечена полнота данных о задолженности муниципальных образований при принятии решений о предоставлении бюджетных кредитов, что создает риски их неэффективного использования.

По результатам проверки Счетная палата подготовила ряд предложений, направленных на совершенствование законодательства в сфере государственных заимствований, в том числе рекомендовала Правительству установить ограничения на осуществление субъектом Российской Федерации рыночных заимствований при наличии значительных остатков средств на едином счете бюджета региона и неиспользованного лимита на привлечение казначейских кредитов.