Виктор Дерябкин: «Многие проблемы с речными путями — в качестве самих рек»

В ходе заседания комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Госдумы подвели итоги работы морского и речного судоходства за 2022 год.

Перевозки грузов внутренним водным транспортом по России составили более 116 миллионов тонн (на 5,2℅ больше, чем в предыдущем году). Однако сам грузооборот снизился на 3,6%. Почему? Рассказывает депутат Госдумы Виктор Дерябкин.

Внутренние перевозки — отрасль стратегическая, особенно учитывая появление в стране двух новых портов — в Мариуполе и Бердянске. Также мы преодолели санкции, наложенные на нас в прошлом году, и продолжаем увеличивать грузоперевозки под российским флагом. Но что касается наших внутренних бассейнов, то проблем остается немало.

Виктор Дерябкин

Многие перевозки были потеряны из-за качества самих водных путей. Например, на Волге в Нижегородской области не доставили пять миллионов тонн удобрений из-за ступенчатости глубин. А Волго-Донской канал и Каспийский бассейн поставили в минус около миллиона тонн грузов. Поэтому перевозчики переключились на доставку железной дорогой.

При этом санкции здесь абсолютно ни при чем. Дело в состоянии водных маршрутов, портов и гидротехнических сооружений. Немалую роль сыграло и состояние причальных стенок с перегрузочным оборудованием. Они не обновлялись с 90-х годов, когда многие порты приватизировались и переходили из рук в руки.

Сегодня мы начинаем восстанавливать то, что было утеряно и продано на металлолом. И это требует очень больших вложений. Мы предлагаем поддержать отрасль — ввести субсидирование по части затрат на приобретение либо лизинг оборудования. Вопрос будет рассмотрен нашим комитетом.

Виктор Дерябкин

Также пока не решен вопрос о статусе портов Ростовской области — Азовский и Ростовский. Они расположены на реке, но при этом имеют статус морских, из-за чего постоянно возникает ряд правовых коллизий, порты не могут нормально развиваться.

Еще одна цифра: в Азовском бассейне и на Волго-Донском судоходном пути в прошлом году потеряли более 37% грузооборота из-за обмеления реки Дон. Пришлось ввести ограничения по осадке для судов и вынужденно продлить навигацию, чтобы суда смогли отшлюзоваться. И в этом году ожидается, что Цимлянское водохранилище наберет только 78% от нормы из-за практически бесснежной зимы.

Оздоровление Дона и Цимлянского водохранилища в данный момент — предмет государственной программы, а важнейший ее момент — строительство Багаевского гидроузла. Он поможет снять нагрузку с других гидросооружений и обеспечить нормальный уровень судоходства по Волго-Дону. К ноябрю 2023 года на Таганрогском подходном и Азово-Донском морском каналах планируют углубить дно — еще один способ улучшить ситуацию с судоходством.

Виктор Дерябкин

Отдельный вопрос — восстановление пассажирских перевозок и развитие внутреннего туризма. В ближайшее время запустят первые два судна «Валдай». Транспорт на подводных крыльях будет курсировать по маршруту Азов — Ростов — станица Романовская. В планах — маршруты в Таганрог, Волгодонск, Константиновск, водное сообщение с Крымом. В Таганроге идет реконструкция причальной стенки и плавучего причала, первые круизные теплоходы приморский город будет готов принимать уже с 1 мая. «Мы просто обязаны вернуть то, что было утеряно за многие годы», — считает Виктор Дерябкин.