Надежда Ламанова создавала наряды для царицы, актрис театра и кино. А ещё она шила одежду для советских женщин. Уроженка Нижегородской губернии возвела театральный костюм в ранг искусства и открыла прототип современного массмаркета.
Почему имя этой великой женщины надолго было забыто, nn.aif.ru рассказала фотограф-этнограф, руководитель инициативной группы «Виртуальный музей lamanova.com» Алла СОЛОВСКАЯ.
Ей поверил Станиславский.
Злата Медушевская, nn.aif.ru: — Алла, как девушка Надя из села Шутилово Нижегородской губернии смогла открыть свой модный дом в Москве и стать «Поставщицей Ея Императорского Величества»?
Алла Соловская: — У женщин в дореволюционной России была возможность заниматься предпринимательской деятельностью. У Надежды Ламановой — особая история. Она была потомственной дворянкой, её отец дружил с тогдашним нижегородским губернатором графом Кутайсовым. Старт у девушки был хороший.
Шить Ламанова умела с детства. В те годы женщина из любого сословия обязательно должна была уметь шить, вышивать, вязать. Этому учили даже царских особ. Например, великую княгиню Марию Павловну Романову с детства одевала Надежда Ламанова, но когда после революции 1917 года великая княжна уехала в Париж, то смогла открыть там дом моды «Китмир». Мария Павловна сама вязала великолепные свитера, вышивала. На знаменитой Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в Париже в 1925 году за изделия рукодельница из династии Романовых получила Гран-при.
Но вернёмся к судьбе Ламановой. У Надежды Петровны была предпринимательская жилка, которая, думаю, передалась ей от бабушки по отцовской линии. Бабушка мало того что родила сына в 52 года, она в 60 лет ещё и основала свой стекольный завод. А её внучка Надежда Ламанова разбогатела, поскольку ей пришла в голову идея шить не только на заказ. В её доме моды впервые в России стало можно купить готовое платье, юбку, блузу. Это был прототип массмаркета.
Конечно, у Надежды Петровны были художественный вкус, талант, невероятная харизма. Наверное, всё это сложилось, и Ламанова добилась колоссального успеха.
Кстати, я против того, чтобы Ламанову называли «русская Шанель». Коко Шанель — гениальный бизнесмен и стилист, но не модельер. Уже давно известно, что маленького чёрного платья Шанель не создавала — оно было придумано до неё.
А Ламанова в моде прожила три жизни. Она создавала наряды в стиле модерн до революции, в СССР с нуля сотворила прикладную моду в стиле конструктивизма. А третья жизнь модельера связана с театральными костюмами.
— Правда, что Станиславский пригласил Ламанову работать во МХАТ одной из первых?
— Надежда Ламанова 40 лет сотрудничала с различными театрами, с 1901 года — со МХАТом. Без преувеличения могу сказать, что именно она родоначальник профессии «художник-технолог». До Надежды Петровны о костюме в спектакле никто не думал как о художественном произведении — актёры надевали то, что было, из личного гардероба.
Первым о роли костюма на сцене задумался Станиславский, создавая МХАТ. И он действительно одной из первых позвал в свою команду Ламанову. Та согласилась работать по договору. Правда, Константин Сергеевич сетовал, что Надежда Петровна дорого берёт за свои услуги, приглашал других мастеров, но в итоге понимал, что театральные костюмы Ламановой гениальны. Она умела из недорогих материалов создать шедевр — например, вместо бисера расшить костюм рисом. Но из зрительного зала было не отличить.
МХАТ не виноват.
— После революции 1917 года Ламанова потеряла всё. Почему она вслед за многими своими богатыми клиентами не уехала в Париж?
— Как рассказала мне внучатая племянница Надежды Петровны Елена Романовна Гулина, тогда много кто не уехал: «Все думали, что это ненадолго». Кроме того, Ламанова — русский модельер. Она создавала одежду для людей нашего менталитета и поэтому предпочла творить в своей родной стране.
Оставшись в советской России, Ламанова начала делать новую моду для народа прямо в коммунальной квартире, куда переехала вместе с семьёй после продажи своего дома-палаццо.
Вскоре на Ламанову написали донос. По нему арестовали не только Надежду Петровну, но и восьмерых членов её семьи. Но через два месяца их отпустили.
На новую власть Ламанова не обиделась — на приёме у наркома просвещения Анатолия Луначарского она попросила помещение, где открыла уже государственную мастерскую пошива одежды.
Идея формы для советских пионеров принадлежит Ламановой. Надежда Петровна занималась и проектированием платья по идеям народного русского костюма. На Парижской выставке в 1925 году её костюмы «а-ля рус» произвели фурор.
Надежда Петровна создавала и наряды для звёзд советского кино. Любочку Орлову в пять лет в платье от Ламановой увидел Фёдор Шаляпин и сказал: «У девочки большое будущее!» Спустя годы Надежда Петровна создала Орловой костюмы для знаменитого фильма «Цирк».
— Есть мнение, что МХАТ, где Ламанова с 1932 года работала штатным конструктором и консультантом по костюмам, якобы предал её — не взял в эвакуацию в октябре 1941 года. Считается, что из-за этого Надежду Петровну хватил удар, и она умерла…
— Это неправда. В день смерти Надежды Петровны, 15 октября 1941 года, в Москве была паника — враг подошёл к столице близко, гремела канонада. Люди бежали из города разными путями, кто в чём был. МХАТ эвакуировал тех, до кого успели дозвониться. Но, например, актриса Ольга Леонардовна Книппер-Чехова категорически отказалась ехать из Москвы. Что, её тоже забыли? На местах остались и многие другие актёры, и весь технический состав труппы.
Эвакуировали мхатовцев товарным поездом без удобств, до места назначения из-за чудовищных условий доехали не все. А Надежде Петровне на тот момент было почти 80 лет — что с ней было бы в этом товарняке? Кроме того, в день отъезда она с сестрой была на даче в Сходне и до театра надо было ещё добраться. Когда сёстры приехали в столицу, им сообщили: будет ещё одна возможность эвакуироваться от театра, про них не забудут!
После этого Надежда Петровна с сестрой пошли на метро, и около амбулатории Большого театра у модельера случился удар. Смерть была мгновенной.
МХАТ, учитывая невероятный хаос в те дни в Москве, тогда сделал для Ламановой невозможное! Театр достал машину, тело освидетельствовали, затем перевезли в Донской монастырь, где Ламанову отпели под орган по греческому обычаю. Затем тело кремировали и захоронили на Ваганьковском кладбище рядом с любимым мужем Надежды Петровны юристом Андреем Каютовым.
Русский костюм — наши газ и нефть.
— Почему так сложно оказалось увековечить память Надежды Ламановой и вернуть из забвения имя первого русского кутюрье? На это вам потребовались годы…
— Мы привыкли равняться на Запад: вот там да, а мы — так! Когда я стала заниматься историей русского костюма, я поняла: это наши газ и нефть. Народное богатство! Сколько идей, не повторяющихся больше нигде — черпай и черпай!
В октябре 2022 года нашей группе виртуального музея Ламановой при поддержке ректора Школы-студии МХАТ Игоря Золотовицкого наконец-то удалось установить мемориальную доску Ламановой в Москве на Тверском бульваре, дом 1, строение 1. Здесь Надежда Петровна жила и работала с 1908-го по 1917 год. Деньги на мемориальную доску, 750 тыс. руб., дали простые люди — их собрали на электронной краудфандинговой платформе. Эскиз памятного знака бесплатно сделал известный московский архитектор Андрей Налич.
В 2023 году, когда растает снег, поедем на могилу Ламановой на Ваганьковское кладбище, чтобы понять, каких размеров там можно поставить памятник.
Есть и новые генеалогические находки. Нижегородский генеалог Татьяна Львовна Грачёва впервые смогла проследить родословную Ламановой по линии матери — Надежды Лишевой. Ранее я читала книги про купцов-мукомолов Башкировых и сопоставила факты: оказалось, у бабушки Надежды Петровны, генеральши Лишевой, в 1847 году выкупил себе вольную основатель купеческой династии Емельян Башкиров. А сыновья бывшего крепостного Емельяна, «хлебные» короли Яков, Матвей, Николай и члены их семей потом одевались у Ламановой! Вот такое интересное историческое пересечение…