«Ганьсу-Бел» — это первый китайский колхоз в Беларуси. Еще пять лет назад он был на грани банкротства из-за огромных долгов, а работникам выплачивалась только минимальная зарплата. Ситуацию смогли переломить инвесторы из КНР, которые арендовали предприятие и инвестировали в него более 12 миллионов долларов.
В этом году здесь впервые будут апробировать трактор-беспилотник, произведенный в Китайской Народной Республике.
Корреспондент Sputnik Екатерина Воробьева побывала в «Ганьсу-Бел» и узнала, почему представители Китая решили вкладывать деньги в развитие сельскохозяйственной отрасли именно в Беларуси.
Кто в теремочке живет?
Сельхозпредприятие находится в деревне Гливин Борисовского района. Проехать мимо него сложно — на входных воротах растянулась яркая вытяжка с названием «Ганьсу-Бел». Территория условно поделена на две части: справа — старые постройки, которые достались в наследство от прежнего собственника, а слева возводятся новые сооружения.
К слову, удивила скромность китайского руководства: помещение администрации находится в старом деревянном доме. Но самих китайцев это не смущает: для них важнее вкладываться не в собственный комфорт, а в развитие предприятия.
«Мы строим коровник и еще один корпус, в котором будет размещаться современная китайская доильная установка “карусель”. В будущем планируем перевезти сюда коров и быков, которые сейчас находятся в другой деревне — там тоже есть часть наших помещений», — рассказал генеральный директор Хоу Чунхуэй.
По словам гендиректора, «Ганьсу-Бел» является дочерним предприятием крупного китайского холдинга, который занимается импортом и экспортом промышленного, горнодобывающего и механического оборудования, строительных материалов. В 2014 году компания решила частично переориентировать свою деятельность.
«До 2014 года холдинг в основном реализовал строительные проекты. Но уже после мы ощущали, что объем этих работ упал и нужно заниматься чем-то другим. Мы посмотрели варианты в Африке, Европе и выбрали Беларусь. У вас хорошие поля, экологически чистая продукция, мы считаем здесь перспективно заниматься сельским хозяйством», — отметил Хоу Чунхуэй.
Быки по 800 килограмм
Сегодня в хозяйстве делают упор на животноводство и выращивание зерновых. В улучшение породы крупного рогатого скота китайской стороной уже вложено около 3 миллионов долларов. К слову, за пять лет поголовье увеличилось более чем в два раза и насчитывает около 1400 голов, из них 400 — быки. Кстати, за 18 месяцев вес среднестатистического быка на предприятии достигает 800 килограмм.
Показатели по молоку за несколько лет тоже выросли вдвое — до 18 литров надоя с одной коровы ежесуточно. Руководство уверено, что после ввода в эксплуатацию новой доильной установки «карусель» эти показатели могут еще увеличиться.
Площадь земель, отведенных под посадку сельскохозяйственных культур, составляет 3300 гектаров. Здесь выращивают рожь, ячмень, кукурузу, пшеницу. В основном, урожай идет на корм животным, но и некоторая доля — на продажу.
Для того, чтобы нормально обрабатывать эти земли, инвесторам пришлось закупить новую технику, так как имевшийся автомобильный парк оставлял желать лучшего. Это дало свой результат: если раньше урожай составлял 17 центнеров с гектара, то сегодня он порядка 45 центнеров.
Шима-шима?
«Нихау», — в кабинет руководителя заходят кладовщик Ольга Барсукова и заместитель главного бухгалтера Анна Спиридович. Помимо приветствия они знают, как благодарить на китайском. Но есть и любимая фраза — «шима-шима?».
«Это наше фирменное, переводится как “что-что?”. А вообще учить китайский язык белорусским работникам нет необходимости — у нас замечательные переводчики», — улыбаются женщины.
Работницы предприятия признаются, что после прихода китайских инвесторов работать стало комфортнее.
«Разница колоссальная. Раньше те же запчасти к технике сложно было доставать. Предприятие загибалось в прямом смысле этого слова. Все изменилось с приходом китайцев: они вдохнули жизнь в этот колхоз», — поделилась мнением кладовщик Ольга Барсукова.
Такого же мнения и ее коллега Анна Спиридович. По словам женщины, если ранее были проблемы со своевременной выплатой зарплаты, то сегодня она платится без задержек, день в день. К слову, размер оплаты труда тоже вырос: средняя зарплата по предприятию составляет 1247 белорусских рублей. Но летом комбайнеры могут получить до четырех тысяч.
Кто поможет с зерносушильным комплексом?
У китайских инвесторов есть много хороших идей. Например, они хотели бы выращивать овощи на экспорт. Однако переживают, что не все планы могут реализоваться из-за разных подходов в работе.
«Между Беларусью и Китаем очень большая разница: если в Китае исполком дал разрешение заниматься бизнесом, тогда внутри территории вы можете делать все так, как считаете нужным. В Беларуси всегда на любое действие нужно получать разрешение от исполкома», — рассказал гендиректор Хоу Чунхуэй, отметив, что местные власти всегда готовы к диалогу и если нужна помощь, то помогают.
Солидарны в этом вопросе и другие работники из КНР.
«В вашей стране очень много бумажной работы. Даже самые простые действия требуют много бумаг. Например, для одного разрешения надо собрать 11 подписей. В Китае его можно получить за 10 минут: один человек почитал, подписал и все. А здесь нужно три дня ходить и подписывать. Но я уже за семь лет привык к этому», — рассказал один из сотрудников.
Самый болезненный вопрос для руководства «Ганьсу-Бел» — это невозможность ввести в эксплуатацию новый построенный зерносушильный комплекс. По словам директора, до начала строительства вся документация была согласована с компетентными органами, но после окончания работ разрешение на ввод в эксплуатацию получить не удалось. Как выяснилось позже, если комплекс введут в эксплуатацию, то будут перебои с электричеством в населенном пункте.
Как выходить из ситуации китайские инвесторы пока не знают, а на строительство комплекса затрачены огромные деньги.
Надеются руководители предприятия и на то, что в будущем смогут поставлять продукцию в КНР.
«Недавно ваш президент приезжал в Китай. Я слышал, про ценовую политику и сельское хозяйство уже был разговор между двумя президентами, есть ряд договоренностей. Думаю, мы уже скоро сможем открывать рынок в Китае», — подчеркнул гендиректор.
Белорусская деревня — рай, но не для всех
После нашего разговора пять китайцев (а всего в «Ганьсу-Бел» их — 10 человек — Sputnik) загружаются в одну машину и уезжают. За рулем — генеральный директор предприятия. Переводчик объясняет, что они вместе едут обедать в дом руководителя, который находится недалеко от колхоза. Несколько лет назад Хоу Чунхуэй купил в Гливине дачу.
Кстати, с приготовлением обеда гендиректору помогают сами работники: белорусскую кухню они не очень любят, поэтому готовят свою национальную еду.
Жить в деревне гендиректору нравится: говорит, что после Китая, где большая плотность населения, это настоящий рай. Правда, отдыхать много не удается — работа в сельском хозяйстве требует больших усилий и временных затрат.
«Мы почти каждый день работаем. Ведь животные кушают несколько раз в день, надо все проконтролировать. От этого зависит, каким будет наш урожай», — отметил Хоу Чунхуэй.
Однако не все китайские работники предприятия разделяют прелести жизни в деревне. Например, переводчик руководителя Мин снимает квартиру в Борисове.
«Я еще молодой, поэтому не хочу жить в деревне», — улыбается переводчик.
Мин живет в Беларуси уже более 10 лет: закончил филологический факультет БГУ, после — магистратуру. Некоторое время он занимался в столице бизнесом.
«У меня был свой магазин и ресторан в Минске. Но во время эпидемии коронавируса я разорился, пришлось все закрыть. Теперь остались только машина и квартира — все свои деньги я потерял», — вздыхает собеседник.
В «Ганьсу-Бел» молодой человек работает уже более трех лет. Сюда пригласил на практику и свою девушку. Айда недавно закончила лингвистический университет в Минске, если она проявит себя как хороший специалист, то ее тоже возьмут на работу.
Китайские специалисты очень надеются, что в будущем будет упрощена работа с документацией и свое время они смогут посвятить реализации перспективных проектов. Например, внедрить в работу трактор-беспилотник и другую «умную» технику.