С компьютером и климат-контролем. В Ростове самая дорогая концессия трамвая

Власти Ростова-на-Дону подписали концессионное соглашение о модернизации трамвайной сети. Какие транспортные задачи позволит решить более чем сотня путей, а также специально разработанные под южную столицу трамваи?

Источник: АиФ-Ростов

Больше не завидовать Таганрогу.

Пока опыт приведения трамвайного хозяйства по концессии в современной России небольшой. По сути, их две, но обе существенно уступают по объёмам. Первая — это сеть «Чижик» из четырёх маршрутов на востоке Санкт-Петербурга. Вторая — это вся трамвайная сеть Таганрога. Собственно, последние полтора года ростовчане ездили в приморский город и завидовали самым новым вагонам в стране, которые работают до полуночи — Ростов таким похвастать не может. Но там и город существенно меньше, чем донская столица, и о новых линиях пока не говорят: восстанавливают только то, что было раньше. Ещё запущена междугородняя линия трамвая из Екатеринбурга в Верхнюю Пышму, но это немного другая история.

Концессия в Ростове станет самой дорогой в стране, она стоит почти 62 млрд рублей. 7,9 млрд рублей из них составит субординарный заём, 17,2 млрд рублей — капитальный грант, а остальное — кредит. По сути, город покупает строительство системы и, что немаловажно, её обслуживание и управление в рассрочку на 25 лет.

Для сравнения: в соседнем Краснодаре будет два концессионных соглашения по трамваям, суммарно это 28,2 млрд рублей. Но они предполагают линии только в два новых микрорайона.

От концессии до концессии.

История циклична: трамвай в Ростове появился, по сути, благодаря концессии. «Бельгийское акционерное общество» в 1887 году организовало в городе конку — то есть вагоны, в которые были запряжены лошади. Позже по этим линиям пустили электрический трамвай.

Когда-то линии рельсового транспорта вели в ряд районов города. Но сейчас трамвай в Ростове работает, по сути, только по центру, а также заезжает в два старых района. После проведения работ трамвайные линии пройдут в крупные жилые кварталы, где возводятся большие 24-этажные дома — в Левенцовку, Вересаево, Суворовский, Верхний Темерник и пока ещё незастроенное пространство старого аэропорта.

Уже до конца года будет построено девять километров путей в Левенцовке, а также одна подстанция. Запустят линию из этого микрорайона в центр до конца июля 2026 года. Существующие линии в Ленгородке и на Сельмаше обновят в два этапа — к концу октября 2025 года и до конца июля 2026 года.

Трамваи на Суворовский, Верхний Темерник и в старый аэропорт поедут к концу июля 2028 года. Всего обновят 119 километров путей, в том числе 75,3 построят с нуля. Выезжать вагоны будут из двух новых депо — в Левенцовке и в Суворовском, а старые передадут городу.

Уникальные вагоны.

В Ростове колея имеет нестандартную ширину — 1435 мм, это наследство бельгийского «стартапа» из XIX века. Соответственно, и вагоны должны быть уникальные.

В Ростов обещают поставить 76 новых трёхсекционных трамваев. Причём производить их будет компания того же холдинга, что и эксплуатировать.

«Донская столица будет первым городом, по которому поедут скоростные трамваи “СИНАРА” собственной конструкторской разработки холдинга», — рассказал генеральный директор «Синара — ГТР — Ростов-на-Дону» Сергей Якушев.

Пока в России трехсекционные трамваи работают только в Москве, Волгограде, Краснодаре и на уже упомянутой линии «Чижика» в Санкт-Петербурге.

Что будет в будущих ростовских вагонах? К уже ставшим привычным для жителей донской столицы автоинформаторам и бегущей строке добавятся: большие мониторы в салоне, система подсчёта пассажиров, система климат-контроля, которая автоматически будет поддерживать комфортную температуру внутри. Также в вагонах будет бортовой компьютер для централизованного управления и обработки данных, система электронного контроля оплаты.

Помимо 76 новых «длинных» вагонов модернизируют 30 тех, что уже есть в Ростове. Речь о закупленных накануне ЧМ-2018 трамваях 71−911E City Star. Некоторые из них на линии не работают уже несколько лет. Все вышеописанные характеристики будут включены и в эти машины.

Решить транспортный вопрос.

Новые линии, как предполагается, позволят решить транспортный вопрос, особенно в новых микрорайонах.

«Реализация проекта должна решить вопрос транспортной доступности уже существующих микрорайонов, а также позволит комплексно развивать территории старого аэропорта. Конечная цель — повысить качество транспортного обслуживания жителей и гостей Ростова-на-Дону», — рассказал губернатор Ростовской области Василий Голубев.

«Сейчас городе всё очень грустно с транспортом, — считает известный в России урбанист Аркадий Гершман. — Та же закупка новых автобусов и трамваев накладывается на некомпетентность, поэтому техника или ломалась, или ездила абы как. Из-за построенных высоток в полях маятниковая миграция просто парализует сам город. Хотя плюс есть: город не ввязался в стройку метро и не спустил деньги в яму. Правда, изначально чиновники и политики громко мечтали о трамваях на эстакадах — это было бы глупо и космически дорого. Хотя через ЖД-пути строить эстакады скорее всего всё же придётся».

Пока проект существует только на первые девять километров. Как пройдут линии по проспектам Стачки, Ворошиловскому, Михаила Нагибина, ещё точно неизвестно.