В апреле 2022 года в Ташкенте был запущен первый сервис онлайн-аренды электросамокатов, который за короткий промежуток времени приобрел большую популярность. Но внезапный наплыв электросамокатов при отсутствии специальных парковочных мест и определенных правил пользования, вызвал хаос для других участников дорожного движения — пешеходов, велосипедистов и водителей.
Учитывая растущее число травм, связанных с использованием электросамокатов, государства по всему миру начали предпринимать ряд мер, направленных на регулирование безответственного пользования устройствами.
Следует отметить, что понятие «электросамокат» не входит в действующие правила дорожного движения Узбекистана. Для развития электросамокатов в качестве ценного средства городского передвижения, предлагается совершенствование законодательства и урегулировать их пользование путем:
- введение понятия электросамокатов в правила дорожного движения и придать им статус транспорта.
- применять технологию автоматического снижения скорости движения в определенных зонах.
- разработать механизм, предотвращающий одновременную езду двух человек на самокате, а также в нетрезвом состоянии.
- введение возрастного ограничения на использование устройств и разработка механизма соблюдения данного ограничения (применять технологию Face-ID).
- введение ограничений на ночной прокат электросамокатов (так как на данное время приходится большинство случаев в нетрезвом состоянии, а также снижается видимость на дорогах).
- создать специальные парковочные зоны.
«Данные меры повысят безопасность пользования электросамокатами, предотвратят нежелательные последствия и помогут избежать возникновения негативного имиджа среди населения к данному экологическому и удобному виду транспорта», — уверены эксперты.
Международный опыт.
В апреле этого года в Париже прошел референдум на полный запрет электросамоктов, в котором 90% респондентов высказались за запрет этих транспортных средств. Кроме того, в 2022 году власти финской столицы Хельсинки запретили прокат электронных самокатов после полуночи по выходным.
В Японии действует правило, согласно которому электросамокаты должны иметь номерной знак и боковые зеркала. Также им запрещается езда по тротуару. В Великобритании для использования электросамокатов необходимо иметь водительское удостоверение категории Q.
В Дании, Испании и Норвегии с 2022 года введено обязательное ношение шлемов в качестве минимального технического стандарта. В России с 2023 года пользователям электросамокатов запрещено перевозить груз и других пассажиров.
Статистика инцидентов с участием электросамокатов:
17 человек погибли в Италии за последние два года в результате инцидентов с электросамокатами.
Во Франции электросамокаты стали причиной гибели по меньшей мере 27 человек в 2022 году. В самом Париже за 2022 год погибли 3 человека, а 459 получили травмы.
В Великобритании за 2021 год в результате столкновений погибли 10 водителей электросамокатов, еще 331 человек получили серьезные травмы.
В Германии за 2022 году произошло в общей сложности 442 ДТП с участием электросамокатов.