Жители Самары по праву гордятся почётным статусом космической столицы России, ведь освоение космоса начиналось на ракетах, собранных на куйбышевском заводе. Именно самарская ракета-носитель вывела в космос первый пилотируемый корабль с Юрием Гагариным на борту.
Как Самара стала «космической».
За несколько десятилетий статус Самары не поменялся. Сегодня ракетно-космическая отрасль по-прежнему остаётся в числе неоспоримых конкурентных преимуществ региона. Здесь производят и ракеты, и двигатели, и различные спутники, в том числе дистанционного зондирования Земли. И специалистов для этих высокотехнологичных предприятий готовят тоже здесь.
Становление космической столицы началось в 1958 году. Постановлением Совета Министров СССР было принято решение о начале производства межконтинентальных баллистических ракет Р-7. Именно тогда в нашем городе появился филиал ОКБ № 1, который потом станет называться Центральным специализированным конструкторским бюро (ЦСКБ) «Прогресс». Для организации конструкторского отдела в Куйбышев направляют Дмитрия Козлова — заместителя Сергея Королёва.
Предприятие за год освоило производство ракет и начало поставлять их на вооружение Советской Армии. Позже на базе «семерки» были разработаны ракеты-носители «Восток», «Молния», «Восход» и «Союз». За 40 лет было их построено около 1700 экземпляров.
В 2001 году в Самаре даже установили ракету, которая сразу стала символом города и его космической промышленности. Памятник представляет собой настоящую ракету Р-7 высотой 68 метров и весом 20 тонн. Летательный аппарат был изготовлен в 1984 году на заводе «Прогресс» как образец для тренировки боевых расчётов в Плесецке.
В 1999 году её подарили заводу, после чего сняли лишнее оборудование и сделали из неё памятник. Однако бытует мнение, что ракета была подарком вовсе не заводу — её преподнесли на 80-летней юбилей генеральному конструктору «ЦСКБ-Прогресс» Дмитрию Козлову.
Быть инженером престижно.
За последние 2−3 года в Самарских ВУЗах значительно увеличился конкурс на инженерное направление. Сегодня престижно быть инженером или конструктором — специалисты в области ракетно-космических систем, двигателестроения, авиационных систем, электроники, эксплуатации ракетной и авиационной техники становятся все более востребованными.
Предприятия активно присылают запросы не на менеджеров, а на распределение к ним именно инженеров. В университетах региона студенты авиационного профиля давно изучают сквозное компьютерное моделирование, проектирование, потому выпускники хорошо подготовлены и быстро адаптируются в любой сфере деятельности. Что касается трудоустройства, то в Самарской области этот показатель один из самых высоких в стране — 95−100%.
Инженеры-конструкторы, инженеры-технологи — люди этих профессий не всегда известны, но они создают то, без чего ни один космонавт не сможет полетать в космос. 108 минут на орбите принесли Юрию Гагарину мировую славу. А про тех, кто был рядом и потратил несколько лет своей жизни на создание космического аппарата, никто не знал. Например, о достижениях Сергея Королёва люди узнали уже после его смерти, когда его личность была рассекречена.
И сейчас Самара не теряет статуса космической столицы России. На заводе «Кузнецов» производят двигатели для ракет-носителей «Союз» и «Союз-2». Двигатель с самарского завода, в том числе, был установлен на ракете, которая вывела на орбиту корабль с первым в мире космонавтом Юрием Гагариным.
Ракетно-космический центр (РКЦ) «Прогресс» производит ракеты-носители семейства «Союз», которые используют для выведения на орбиту искусственных спутников Земли и автоматических межпланетных станций, а также для обеспечения экспедиций на Международную космическую станцию (МКС). Также предприятие производит космические аппараты, предназначенные для дистанционного зондирования Земли и для фоторазведки. Примером такого аппарата служит спутник «Аист-2Д», который стал итогом совместной работы конструкторов и специалистов РКЦ «Прогресс» и учёных Самарского университета.
Сейчас в регионе многие учёные, инженеры и повара неустанно трудятся над созданием специализированного питания для космонавтов. Тубы, ставшие символом космического питания, уходят в прошлое. В настоящее время пища в основном сублимирована и расфасована по пакетам из полимерных материалов. На факультете пищевых производств СамГТУ специалисты работают над собственной технологией сублимационной сушки. Эксперименты проводятся с овощами и фруктами.
Люди космоса.
Самыми известными «людьми космоса», чьи имена непосредственно связаны с Самарой, пожалуй, являются Олег Кононенко и Сергей Королёв.
Олег Кононенко — Герой России, лётчик-космонавт. В начале своей карьеры он работал инженером, а затем ведущим инженером конструктором в 501-м отделе Центрального специализированного конструкторского бюро (ЦСКБ) в Куйбышеве (ныне РКЦ «Прогресс») и создавал космические аппараты. Но все мечты будущего космонавты были лишь о космических полётах. В своих интервью Олег Дмитриевич не раз признавался, что с детства мечтал о космосе. «Это была моя мечта, я родился с ней и никогда не представлял себя никем, кроме как космонавтом», — отмечал он.
И удача улыбнулась ему. В то время отбирался отряд космонавтов. Правда, брали только военных летчиков или инженеров с Ракетно-космической корпорации «Энергия». Однако благодаря усилиям Дмитрия Козлова, который руководил в то время ЦСКБ, Кононенко включили в программу отбора. На текущий момент на счету у космонавта уже четыре полёта, а сейчас он готовится к пятому. Старт экипажа назначен на 15 сентября 2023 года.
Не менее значимой личностью для нашего города является Сергей Королёв. В Куйбышеве (Самаре) Сергей Павлович бывал много раз. Одно из наиболее существенных достижений конструктора, поразившее весь мир, тесно связано с его пребыванием здесь — именно здесь в ракетно-космическом центре «Прогресс» был создан «Восток-1» — корабль, на котором человек впервые вышел в открытый космос.
Главный конструктор отмечал, что свой вклад в «гагаринский полёт» внесли многие куйбышевцы. Из-за секретности тогда многие и не знали, что часть их продукции идёт в космическую отрасль. Например, на Новокуйбышевском нефтеперерабатывающем заводе освоили выпуск авиационного керосина. Но его применяют не только в авиации — это один из компонентов ракетного топлива.
После смерти Сергея Павловича его имя увековечено в Самарской области. В частности, его носят Самарский национальный исследовательский университет и улицы во многих городах губернии.