Храм, которому 114 лет. Как в Сибири через суд спасают деревянную церковь

Владельцем памятника деревянного зодчества, построенного в 1909 году, стала Канская епархия.

Источник: Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края

В центре деревни Новоалександровка стоит полуразрушенная деревянная церковь со столетней историей. Три её маковки, когда-то устремлённые ввысь к небесам, лежат на земле. Зимой их засыпает снегом, летом поливает дождём. Памятник деревянного зодчества начала XX века, признанный региональным объектом культурного наследия, через суд передали Канской епархии.

Вкралась ошибка

Деревянный храм в Новоалександровке был возведён в 1909 году. Как пишет в своём исследовании красноярский архитектор Алексей Савченко со ссылкой на клировые книги за 1912−1916 гг., церковь построена «тщанием прихожан с помощью доброхотных дателей». В переводе на современный язык — на средства жителей села и меценатов. Дерево в то время считалось самым доступным и недорогим материалом.

Выбирали деревья, учитывая время года и возраст. Срубленные бревна вывозили на конях.

«Церковь расположена в центре села. Занимая самую высокую точку рельефа, она стала его градостроительной доминантой. По такому же типовому проекту в селе Большой Балчуг Сухобузимского района в 1906 году была возведена церковь Покрова Божьей Матери», — так описывает Новоалександровский храм в своей работе Алексей Савченко.

По воспоминаниям старожилов, которые хранятся в летописи, собранной библиотекой Уярского района, церковь была очень красивой.

«Имелась колокольня, большой колокол и несколько маленьких. Сияющие на солнце кресты видны были за несколько верст в округе. Церковная утварь отличалась изяществом и красотой. Особенно запомнилась плащаница. Её выносили в Великую пятницу с особой торжественностью из алтаря на середину церкви, оставалась она там до пасхальной полунощницы».

Согласно «Краткому описанию приходов Енисейской епархии», Новоалександровский Покровский приход был открыт спустя два года после возведения церкви. Но при постановке её на учёт в качестве объекта культурного наследия регионального значения в документы вкралась ошибка. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы стала фигурировать как храм Петра и Павла, якобы построенный в 2011 году.

Правда, для его настоятеля, отца Дмитрия Кислова, это не имеет принципиального значения. Гораздо важнее, что здание наконец передали в Канскую епархию, которая стала её собственником.

«Несмотря на то что храм стоял на балансе службы по охране объектов культурного наследия, в реестрах районной недвижимости и сельского совета здание проходило как бесхозное. По закону, пока у него не появится собственник, никакие работы там проводить нельзя. И если церковь не будет заниматься храмовыми зданиями, то они просто разрушатся. Теперь, поскольку это собственность епархии, будем его восстанавливать, чтобы сохранить для потомков», — говорит отец Дмитрий.

Нужна церковь, а не музей

Чтобы передать церковь Покрова Пресвятой Богородицы в собственность, священнослужителям пришлось пройти несколько судебных инстанций — такова процедура. Как рассказал настоятель прихода, во время судебных заседаний ни жители, ни глава поселковой администрации не возражали против передачи здания новому собственнику.

В конце февраля Уярский районный суд принял решение «передать приход храма Покрова Пресвятой Богородицы деревни Новоалександровка Канской епархии, а вместе с ним и земельный участок, на котором он расположен». Теперь законный владелец сможет не только содержать здание и прилегающую к нему территорию, но и приступить к восстановлению храма, которому 114 лет.

Несмотря на то что в 2018 году за счёт привлечённых средств в здании заменили аварийные участки сруба, возвели временную крышу, установили окна, храму нужна всеобъемлющая реставрация. Чтобы определить стоимость восстановительных работ, необходимо подготовить проект, который тоже потребует серьёзных затрат.

«Будем надеяться, что появятся люди, заинтересованные в восстановлении храма. Конечно, самостоятельно это сделать будет тяжело, но нас это не пугает, иначе через 10−15 лет храма просто не станет. Даст бог, восстановим. Добавлю, что мы уже год проводим там богослужения, потому что без них вместо церкви получится музей, а нам нужен храм», — говорит его настоятель, отец Дмитрий.