Клинический психолог Арина Мороз отмечает, что есть учителя от бога, которые действительно обладают педагогическим талантом и разжигают в душах детей любовь к своему предмету и учебе в целом. А есть педагоги, которые пригодны к профессии, но выгорели или подверглись деформации с течением времени, не смогли влиться в новое учебное заведение или не примирились с новыми жизненными условиями.
«Они не различают учеников, воспринимая их как одно целое. Но в каждом классе каждый ребенок уникален: разные психотипы, темпераменты, восприятие мира. И, сказав одну и ту же фразу двум разным детям, мы получим совершенно разный эффект: кого-то она обойдет мимо как ни в чем не бывало, а кого-то травмирует на всю жизнь», — подчеркнула Мороз.
В практической деятельности психолога наиболее часто встречаются две ситуации, пояснила специалист.
Ситуация первая
В первой из них родители обращаются к психологу с такой проблемой: ребенку 16−18 лет, он хорошо учится, у него все получается, но он боится выделиться из толпы, проявить себя, показать свои умения и таланты, боится выступлений на публике и публики в целом, не может отстоять свои права. "В итоге находим причину: в школе учитель в свое время некорректно отнесся к этому ребенку, указав на его внешние данные и умственные способности.
«Тебе не надо выступать, ты посмотри на себя, на что ты похожа!», «С такими знаниями и интеллектом тебе лучше вообще молчать!» Учителя часто используют шаблонные высказывания, не имея злых намерений. Слова учителя ранили ребенка. Ему внушили то, что он не должен выделяться, должен помалкивать и то, что он не обладает ни внешними, ни интеллектуальными данными", — объяснила психолог.
Ситуация вторая
Во втором примере родители обращаются с противоположной проблемой: «Раньше он был такой умничка, хороший, а сейчас стал невыносим! Что бы мы ни делали, он не учится, теряет рюкзаки, дневники, никого не слушает!».
«Беседуем с ребенком и находим причину: “А зачем мне что-то делать, если я все равно плохой!” Что бы этот мальчик ни делал, его ругали учителя в школе: “Садись, двойка!”, “Это ты виноват!”, “У тебя не получится решить эту задачу!” В итоге у мальчика сформировалось клеймо неудачника и двоечника. И если эту ситуацию не разрешить, то это клеймо будет мешать во взрослой жизни. Например, в карьере или построении отношений с кем-либо», — указала Мороз.
Психолог добавила, что дети, которых не травмировали, чувствуют себя намного увереннее и решительнее в жизни. Важно донести ребенку, что мнение педагога — это не всегда истина в последней инстанции. Но на детях токсичное отношение учителей оставляет след, травмирует их и может сказаться на всей их будущей жизни, заключила эксперт.