Поминовение усопших ничего общего не имеет с пикниками на могилах и конкурсами «Мисс Чимитир»: Как правильно провести Радоницу в Молдове

Настоятель Свято-Георгиевского храма Кишинева протоиерей Николай Флоринский рассказывает, как отмечать родительские дни после Пасхи.

С незапамятных времен у наших предков существовал обычай — через неделю после Пасхи собираться на кладбищах, чтобы помянуть усопших молитвой и раздать еду нищим. Люди шли туда, чтобы помолиться за упокой души своих родичей. Постепенно о панихидах стали забывать, молитву заменил обед-тризна с выпивкой. К сожалению, в наши дни молдавские кладбища в поминальные дни превращаются в банкетные залы.

Почему Церковь против этого дикого обычая объясняет настоятель Свято-Георгиевского храма Кишинева протоиерей Николай Флоринский.

— Отец Николай, православные Молдовы готовятся к Радонице, великому празднику. В домах снова убирают, стирают, пекут пироги и пасхи, красят яйца. Покупается помана. Делаются запасы водки и вина. И все эти припасы пойдут не на домашний стол, а на кладбище. Буквально через пару дней могилы будут покрывать новенькими скатертями и заставлять выпивкой и закуской. Люди придут на кладбища в своих лучших нарядах… Как достучаться до людей, считающих себя верующими, что напиться на кладбище — не главное дело поминальных дней? Что банкеты и обеды за упокой и в память усопших — действо нелепое и совершенно несовместимое с духом учения Христова? Откуда вообще появился этот праздник?

— Христос Воскресе! Мы с вами все празднуем праздник Пасхи, после которого самое знаменательное событие — Радоница, от слова «радость». Радость, которую мы несем своим усопшим на кладбища, чтобы поприветствовать их пасхальным приветствием: «Христос Воскресе».

Откуда появился этот праздник и какой духовный смысл он несет? Начиная с четвертой субботы Великого поста запрещается церковное поминовение усопших. Это делалось три предыдущие субботы подряд — во вторую, третью и четвертую. В остальные же дни Великого поста полная панихида ("всенощная) не совершается. Затем — в Страстную неделю — не поминаются даже святые. Это кульминационная неделя после Великого поста. И, соответственно, — в Светлую седмицу и Пасхальную седмицу — тоже не совершаются богослужения по усопшим, потому что Христос Воскресе и наш Бог — не есть Бог мертвых, а Бог живых.

За это время у людей скапливаются даты, когда по традициям Православной Церкви нужно праздновать девятый или сороковой день, годовщину усопших, либо еще какие-либо важные события. И верующие хотели бы совершить панихиду, но делать этого нельзя. Поэтому Русская Православная Церковь установила празднование Радоницы. Оно совершается в десятый день после Пасхи, всегда во вторник.

— Почему именно в десятый день?

— Пасхальная седмица не предполагает поминовения усопших. В следующее после Пасхи воскресенье — Антипасха, воспоминание после Пасхи. Вечером еще совершается воскресная служба. И в понедельник тоже еще не положено совершать поминовение усопших. И только во вторник — на десятый день, когда проходят пасхальные праздники, можно и нужно праздновать Радоницу.

Привычка ходить на кладбища в выходные дни идет со времен советской власти. Тогда никто не давал отгул в этот день, чтобы люди могли поприветствовать своих усопших возгласом: «Христос Воскресе», который мы произносим до Вознесения, радуемся и продолжаем вспоминать Пасху Христову. Поэтому люди стали приходить на могилы в Антипасху или в понедельник — кто как мог. Эта традиция уже устоялась, поэтому в наших городах и селах люди по-прежнему идут на могилы в Антипасху, хотя этого по уставу не следует делать.

Хорошо, когда люди ездят на кладбища молиться, приветствовать друг друга и поздравлять своих усопших с радостным праздником Воскресенья Христова, потому что у Бога они все живы. К великому сожалению, этот прекрасный обычай у наших людей давно превратился в «маевку на костях». Люди берут с собой еду, мангалы, выпивку. В эти дни из-за границы стекаются родственники. Вместо того, чтобы пойти сначала в церковь, отслужить панихиду, а только потом прийти на кладбище, принести немного еды для нищих, так называемые верующие превращают могилы родственников в языческие капища. Они пьют, едят, гуляют, даже дерутся на могилах, оскверняя их.

Усопшим нужна только молитва. Многие наелись и навеселились при этой жизни! Недопустимы пляски на костях! А наши люди после первой же рюмки начинают забывать, для чего они вообще пришли на кладбище. Начинают выяснять отношения. Некоторые приходят на могилы даже с баянами и гармошками: начинают петь песни, как будто это свадьба, а не поминовение усопших. Это кощунство. И каждый верующий человек, если он верующий — не может такого допустить даже в мыслях, не то, что в действиях.

Поэтому мы видим и разлад в духовной жизни общества. Это идет от непонимания того, что происходит в нашей душе и в нашей религиозной жизни. Все мы должны понять: каждое наше действие, каждый поступок, которые мы с вами совершаем — еще аукнутся нам. Зачастую нам кажется, что мы делаем доброе и благое дело, а мы грешим и очень сильно. И наши родственники, когда мы совершаем такие поминовения, устраиваем такие безудержные пьянки и веселья, только скорбят и страдают духом и душой от того, что нет у нас искренней молитвы, нет той самой зажженной свечечки, песнопения духовного и поминовения, которому учит Православная церковь.

— Отец Николай, вы много лет уже объясняете все это людям, а они никак в толк не возьмут. Отчего же такая бестолковость?

— Не понимают, потому что не хотят понимать. Потому что, на самом деле, Бог для большинства людей остается невостребованным. Он им не нужен! Эти все праздники, которые есть в нашей жизни — церковные, религиозные, светские — это просто повод погулять и выпить. О Боге вспоминают либо на больничной койке, когда человек смертельно болен, либо когда в доме, в семье случается какое-то сильное потрясение, приходит беда. Тогда человеческий разум становится трезвым и человек бежит в церковь за помощью. А пока человек благополучен, он не хочет думать о Боге. Единицы людей живут по-христиански.

Очень важно помнить: мы поминаем усопших на третий день, девятый день, сороковой день. С третьего по девятый день душа осматривает обиталище Рая, идет на поклонение к Богу. С девятого по сороковой день — душа осматривает обиталище ада. И потом снова идет — в сороковой день — на поклонение Богу, чтобы дать ответ и получить свое временное упокоение в какой-либо стороне.

— А почему такая разница?

— Да, это очень интересный момент. Всего с третьего по девятый день душа осматривает Райские обители, и еще тридцать один день душа осматривает обиталище ада. Как мы живем, туда мы и идем. Господь пришел на землю не для того, чтобы мы насмехались над ним, его святынями, над его духовенством. А именно это мы видим сейчас на Украине, где издеваются над Украинской Православной Церковью. Господь пришел к людям, чтобы дать им Жизнь. Чтобы избавить их от греха и от проклятий смерти. Но, как говорят святые отцы, Бог не может спасти человека без самого человека. Если человек не ищет встречи с Богом, если он не живет по заповедям, то, конечно, мимо него проходят страшные муки и страшные искупительные жертвы Христа. Плохо, когда человек не откликается всем своим сердцем на призыв Божий — он никогда не почувствует благодати, потому что он не чувствует, что ему нужно спасение.

В эти святые дни вновь и вновь призываю людей следовать учению Церкви, вести себя прилично на кладбищах, молитвенно. Только молитва доставляет радость усопшим. Пьянки и гулянки наносят им духовный ущерб. Они страдают от этого. Им это не идет на пользу.

Источник: Традиция.