Ручная работа. Как павильон на ВДНХ возвращается в сталинский ампир

На территории ВДНХ продолжается реконструкция павильона № 15 «Радиоэлектроника и связь» (бывший «Поволжье»). Здание, пережившее немало потерь, усилиями реставраторов постепенно обретает свой первоначальный вид. Как специалисты по крупицам восстанавливают исторический облик павильона, читайте в материале «РИА Недвижимость».

Источник: Недвижимость РИА Новости

Историческая перезагрузка

История павильона «Радиоэлектроника и связь» началась в 1937 году, тогда был построен первый павильон «Поволжье». Но из-за критики его реконструировали в 1938, а 1954 году его вновь реконструировали и павильон сохранил название «Поволжье». В тот период тематика выставочного комплекса соответствовала названию и рассказывала об истории волжских городов и освоении реки. Фасад украшали горельефы, посвященные батальным событиям, барельефы со сценами мирного труда, витражи с изображениями Сталинградской и Куйбышевской гидроэлектростанций. На углах здания были установлены фигуры матроса и солдата, а в центре размещена композиция — рабочий с колхозницей, держащие герб РСФСР.

В таком виде павильон простоял всего четыре года. В 1958 году он был еще раз реконструирован, а в 1959-м переименован в «Радиоэлектронику и связь». Часть богатого декора тогда закрыли лаконичными фальшфасадами из алюминия, а часть — демонтировали. Так он стал похож на радиоприемник.

По словам куратора департамента капитального ремонта (ДКР) Москвы по реставрации павильона № 15 на ВДНХ Игоря Пурынова, когда специалисты приступили к реставрации, здание представляло собой, по сути, металлическую коробку.

«Большая часть изначального облика времен “Поволожья” была утрачена. Колонн и скульптур сверху тоже не было. В прошлом году мы их воссоздали, для чего поднимали архивы, а также информационные материалы из музея ВДНХ», — рассказывает куратор.

По его словам, много сложностей возникло при реставрации из-за больших утрат, так как нужно было поднимать и исследовать архивы.

«Живопись в залах была полностью закрашена и зашпаклевана на потолках. Люстры по старым чертежам и архивам искали, а потом согласовывали их облик», — отмечает Пурынов.

Активные работы идут на парадном входе павильона. Представитель ДКР указывает, что здесь снова появятся каскадные фонтаны, от которых к моменту реставрации остались лишь старые остатки облицовки 1954 года.

Фасад на 80% был утрачен, но мы смогли восстановить первозданный вид. Что-то искали по архивам и воссоздали заново, а остальное расчистили от многолетних закрасок и докомпоновали утраты. Вход в павильон расположен между двумя фонтанами. На текущий момент под ними уже полностью смонтировано современное оборудование. Вся система устроена таким образом, что воду в ней нужно менять один раз в год.

Игорь Пурынов
куратор департамента капитального ремонта (ДКР) Москвы по реставрации павильона №15 на ВДНХ

Серьезного вмешательства потребовали фундаментная и грунтовая части павильона, которые пришлось укрепить, так как выставочный комплекс не был рассчитан под современные системы.

«В павильоне смонтируют вентиляцию, установят кондиционеры, проведут горячую и холодную воду. Сердце его жизнедеятельности будет располагаться в подвальной части, которую мы откопали, а перед этим полностью усилили фундаменты. В итоге у здания появился еще один этаж, где разместятся все коммуникации», — объясняет представитель ДКР.

При этом павильон обретет вид 1954 года. Даже покрытие полов вернется к своему историческому образу, сейчас на стилобате- уже готов каркас из латунных протяжек, которые сыграют роль отсечки одного цвета от другого. В него заливают мозаично-бетонную смесь. Кроме того, декоративное покрытие терраццо вернется и в интерьеры.

Мастерский подход

Возвращение исторического облика павильона сопряжено с поистине ювелирной работой. В этом можно убедиться, если пройти в мастерскую на втором этаже, где реставраторы воссоздают медальоны из оселкового мрамора с разными изображениями, которые располагались в нишах порталов зала Сталиниградской области.

Чтобы установить изначальный вид артефактов, сначала специалистам пришлось изучить старые фотографии и сделали модели из пластилина, рассказывает реставратор Владимир Коробецкий. Затем, после утверждения со стороны департамента культурного наследия и представителей ВДНХ, архитекторы получили право их заформовать и тиражировать.

По словам Коробецкого, на один медальон уходит много времени.

«Каждый раз хочется доделать еще, так как глаз замыливается за день. Самое сложное в этом вопросе — это терпение, так как работа очень трудоемкая», — рассказывает он.

Помимо медальонов, его команда занимается реставрацией кессонных потолков в двух залах.

«В своей работе ориентируемся на архивные материалы и сохранившиеся элементы кессонных потолков. Работа продолжается», — говорит Коробецкий.

Так как павильон является объектом культурного наследия федерального значения, весь проект реставрации здания и скульптур разрабатывался и согласовывался под контролем специалистов департамента культурного наследия Москвы.

«Процесс достаточно ответственный, потому что в нем есть почти все виды реставрации, которые существуют: каскадные фонтаны, витражи, лепнина, колонны из оселкового (искусственного) мрамора, скульптуры, полы терраццо, бронзирование и даже живопись», — резюмирует Пурынов.