В рамках концепции развития территории центра Калининграда после сноса Дома Советов власти планируют убрать в тоннель часть Московского проспекта. Об этом заявил в четверг, 27 апреля, губернатор Антон Алиханов на открытии Tour Horeca Forum в Светлогорске.
Вы все знаете, что заключен контракт на демонтаж Дома Советов. К большому сожалению, у нас не получается его сохранить. Другой вопрос, что его можно будет восстановить или построить что-то похожее на него. Но у нас есть задумка всё-таки, как было предложено в свое время в одном из проектов архитекторов, которые готовили конкурсные заявки по «Сердцу города». Мы думаем всё-таки убрать в тоннель Московский проспект, и всю территорию Королевской горы, Альтштадта используем для создания искусственного центра города.
Он отметил, что это «суперответственная территория». «Конечно, это будет требовать от нас большой работы как с архитектурной точки зрения, так и с точки зрения функционального наполнения центра Калининграда. Здесь есть, конечно, примеры и космического характера. И Сингапур, и ряд других… Макао, не знаю, там всякие разные другие. Но тем не менее, понятно, что это очень амбициозная задача и здесь не может быть двух подходов, трех подходов», — сказал губернатор.
Идея убрать часть Московского проспекта в тоннель впервые была озвучена в рамках международного проектного семинара, посвященного будущей застройке центра Калининграда, в 2007—2008 годах. Впоследствии эта задумка легла в основу концепции российско-французской команды («АК и партнёры» при поддержке Вильмотт&Ассосье), разработанной для конкурса по застройке территории «Сердце города», проходившего в 2014 году. Архитекторы предложили разместить в Доме Советов гостиницу, а само здание перестроить в «Гиперкуб». От него предполагалось проложить «террасированную рекреационно-досуговую территорию», заключив в тоннель Московский проспект.
Концепция «АК и партнёры», разработанная при поддержке Вильмотт&Ассосье.
Об идее погружения части Московского проспекта в тоннель Антон Алиханов упоминал в 2021 году. «От этой идеи не отказались, но она была коммерчески обоснованной. То есть тогда надо застраивать эту территорию. Сейчас есть более насущные проблемы, которые надо решать, чем погружение Московского проспекта в тоннель», — заявлял Алиханов.