Например, крепкий хозяйственник Ульфат Мустафин в 2019 году объявил «войну» киоскам с шаурмой и прочим фастфудом на основных городских магистралях. Занимающий этот пост сейчас Ратмир Мавлиев стал «бороться» с киосками по продаже печатных изданий, а на их места возвращать… шаурму. И сегодня на одной остановке общественного транспорта можно видеть до 3−4 таких объектов, а вот газеты в миллионном городе становятся дефицитным товаром.
Печатная катастрофа.
В результате в Уфе сложилась катастрофическая ситуация с местами для продаж газет и журналов.
Казалось бы, отрасль должна была получить мощный импульс к развитию после Поручения Президента Владимира Путина от 25 сентября 2019 года. Тогда всем региональным властям предписывалось принять срочные меры по развитию отрасли: распространению прессы в регионах, расширению ассортимента сопутствующих товаров и услуг в специализированных киосках. Был даже введен минимальный норматив по количеству киосков прессы в регионах: на каждые 15000 населения — один объект. После начала спецоперации Правительство страны приняло постановление № 353 от 13 марта 2022 года, в котором указано, что продление действующих договоров на размещение нестационарных торговых объектов (НТО), в том числе со специализацией «Печать», должно проходить без проведения тендеров. Ведь в сегодняшних условиях газеты — это важный инструмент в информационной борьбе с фейками. Газетам доверяют больше, чем интернету: с бумаги не сотрешь написанное.
И что же происходит в столице Башкортостана? В утвержденной администрацией Уфы схеме предусмотрено 101 место в городе под размещение киосков со специализацией «печать». Реально пресса реализуется лишь в 42 из них, они принадлежат МУП «Уфа-печать» и находятся в аренде у ООО «Тотум». На остальных местах стоят объекты, торгующие шаурмой, овощами и другими непрофильными товарами. Более того, под предлогом отсутствия правоустанавливающих документов районные администрации расторгают договоры аренды земли под прессу, хотя они находятся на этих местах уже более 30 лет. Из других предпринимателей по этому профилю до апреля работала еще и ИП Семенова в районе Инорса. Но мэрия провела торги на землю под этими тремя киосками, не уведомив арендатора должным образом, и места заняли торговцы шаурмой. Большой район остался без киосков прессы.
Город победившей еды.
Словом, киоски прессы последовательно закрываются с подачи администрации города. Выставляя их на торги, а чаще — на аукцион, чиновники сначала демонтируют (сносят) сами постройки, предлагая в аренду только участок. Распространителям прессы не по карману за свой счет устанавливать новый НТО, на продаже газет и журналов невозможно иметь сверхприбыли. При этом арендная плата за киоски в Уфе установлена на уровне расценок Москвы и Санкт-Петербурга (около 1000 ₽ за 1 кв. метр), несмотря на низкую покупательскую способность жителей республики. Получается, что вместо газет и журналов специальные места продаж занимают непрофильные участники рынка.
В России есть примеры того, как региональные власти создают благоприятные условия для развития НТО «Печать». Так, например, в Липецкой области установлена арендная плата в размере 12 ₽ за кв. м в месяц. В Воронеже городская Дума приняла постановление о льготных арендных ставках для павильонов прессы. В Ленинградской области пошли еще дальше: установили нулевую арендную ставку для киосков прессы, расположенных на муниципальной территории. Но власти Уфы считают НТО «пресса» ненужными объектами, не взирая на обращения горожан. Так, в своем ответе на запрос Гильдии издателей печатной продукции России уфимская администрация ответила, что инициатива по сносу киосков без правоустанавливающих документов (это «вдруг» спустя 30 лет выясняется) нацелена якобы на поддержку предпринимателей, своевременно платящих в бюджеты всех уровней. Но, во-первых, поскольку киоски и земля — собственность города, то наведение порядка в документах, прежде всего, обязанность муниципалитета и уж никак не повод для сноса. А во-вторых, соревноваться с продавцами шашлыков в части доходов «печатникам» нереально. А в-третьих, на местах, отведенных под прессу, появление непрофильных торговцев — тоже нарушение.
Пенсионерам — на выход.
Продажа газет и журналов является социально значимой услугой для населения. Ассортимент киосков прессы составляет более 700 наименований. Кроме того, это еще и сотни рабочих мест для людей пенсионного и предпенсионного возраста. Потому новость о сносе киосков больше всего потрясла их. Сейчас горожане собирают подписи в поддержку сохранения торговых точек. Так, постоянный покупатель киоска по адресу Проспект Октября, 107 Анна Морозова говорит, что она с соседками в недоумении: где же им теперь покупать любимые газеты и журналы?!
«Киоск простоял на этом месте больше 20 лет. И предложенные товары всегда пользовались большим спросом, — рассказывает продавец Людмила Охунова. — За покупками в “Уфа-печать” приходят люди разных возрастов. Большинство из них — пенсионеры. Именно пожилых людей новость повергла в шок. Ведь печатная пресса на протяжении многих лет была и остается для них главным источником новостей. Ходить за журналами на почту — далековато, покупать в супермаркете — дорого, да и выбор там довольно скудный».
Сами арендаторы тоже не верят в лучшее. Так, ИП Семенова решила совсем уехать из Башкирии, потому что терпеть придирки чиновников нет больше сил. Основной арендатор «Уфа-печати» — директор ООО «Тотум» Тимур Ахметшин также не видит перспектив развития. 40 киосков с тенденцией уменьшения для миллионного города — это мизер, окупить аренду на таком количестве также все более нереально. Город не идет не то что на уступки, но даже на диалог, заинтересованности в СМИ нет совсем (при этом правительством республики печать местной прессы поддерживается, но выхода в продажи у них нет!). Так что нераспроданные обложки журналов в скором времени станут оберткой для шаурмы. Видимо, чиновники считают, что такой подачи информации для горожан вполне достаточно.