Скоро в школах Приморья появятся люди новой профессии — советники директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными. Люди старшего поколения, узнав об этом, обычно, улыбаясь, говорят: «Ну вот и вожатых в школы вернули». О том, чем отличаются советники от вожатых и как приморцам вернуться в школу, «Приморской газете» рассказала региональный координатор проекта Евгения Гавриленко.
Всероссийский проект «Навигаторы детства» реализуется Министерством просвещения РФ второй учебный год подряд в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование». Основная цель — подготовка специалистов новой формации в области воспитания и их последующее включение в работу общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. Оператором проекта выступает Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский детско-юношеский центр».
Советник входит в штаб по воспитательной работе вместе с директором школы и его замом по воспитательной работе. Втроем они формируют программу воспитания, которая утверждается на весь учебный год. В ней должны быть собраны не только муниципальные и региональные компоненты, но и федеральная повестка. Таким образом, с помощью советника школы смогут входить в различные российские проекты. Тем самым ребятам покажут, какая может быть интересная и разнообразная жизнь вне школы.
Чтобы дети смогли потратить внеурочное время с пользой для себя и для развития творческого потенциала. Также в обязанности советника входит освещение деятельности школы, что скажется на ее позитивном образе.
Ключевыми задачами советников станет выявление интересов, запросов и потребностей детей, их родителей и педагогов. А также создание условий для поддержки детских и молодежных инициатив через проекты и программы детских общественных объединений и организаций и вовлечение детей с девиантными формами поведения в социально-полезную деятельность.
Пусть меня научат…
В этом году к проекту присоединятся 269 образовательных учреждений Приморья, поэтому к сентябрю планируется подготовить такое же количество советников, которые станут главными помощниками директоров школ и их заместителей. Кто же может стать этим столь нужным для учебного учреждения сотрудником?
— Кандидатом может стать и очень инициативный классный руководитель, и руководитель методического объединения внутри школы, главное, чтобы дополнительные обязанности не шли вразрез с его педагогической нагрузкой. Ведь в школе приоритетным является образовательный процесс. Но и привлечь со стороны хорошего молодого специалиста, у которого, например, есть большой опыт работы вожатым в летних лагерях отдыха, тоже можно. Жестких критериев отбора нет. Главное, чтобы у кандидата было высшее педагогическое или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогические науки», или чтобы он прошел профессиональную педагогическую переподготовку, — подчеркнула региональный координатор проекта.
С 1 сентября 2023 года для советников будет введен профессиональный стандарт. В нем четко закреплен должностной функционал, а также трудовые права и обязанности. На оплату работы советника выделяется федеральная субсидия. Так как оклады у педагогов невысокие, советник может на полставки устроиться в Российский детско-юношеский центр, где ему также из федерального бюджета будет поступать оплата.
Един в трех лицах
Советники директоров по воспитанию стали проводниками для многих новых и важных проектов — программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России», проектов по ученическому самоуправлению.
При участии советников директоров по воспитанию сегодня в каждой школе успешно реализуется цикл классных часов «Разговоры о важном», направленных на формирование у обучающихся гражданственности, уважения к государственным институтам и обществу, принятие традиционных российских ценностей. Возникает закономерный вопрос — а чем современные советники отличаются от вожатых, которые были в советских школах?
— Если не проводить жестких параллелей, то отличий и нет. Современное развитие образования и тенденции возрастной психологии детей требуют, чтобы в школе появился именно такой работник, который объединит в себе три ипостаси: советник, старший вожатый и педагог-организатор. Его функционал по большей части организаторский: есть хороший конкурс, появилась интересная деятельность — предложить ее школьникам и вместе с ними осуществить хорошую подготовку, а затем и поучаствовать, — отметила Евгения Гавриленко.
Советник может стать хорошим помощником и для классных руководителей в организации их внеклассной деятельности. Учебный процесс не позволяет классному внимательно отслеживать все проводимые в муниципалитете активности, а советник может восполнить этот пробел, предложив что-то интересное.
Самородкам тоже нужна огранка
Нередко в приморских школах можно встретить таких же активных педагогов, которые, по сути, уже сейчас выполняют функционал советника. Зачем им участвовать в конкурсе, если они и так все могут?
— Данный конкурс проводит Российский детско-юношеский центр, и у него, как у заказчика, есть свои условия. Поэтому чтобы стать советником, нужно обязательно поучаствовать в конкурсе. Для педагогов очень важно принять в нем участие, ведь изначально они не знают все свои возможности. Иногда наработанная практика может удивить эксперта, который придет к выводу, что кандидат понимает детскую натуру, знает, что сейчас нужно детям. И даже если от одной школы придут сразу два кандидата, это не значит, что одному из них откажут. У нас есть кадровый резерв на случай, если советник, например, увольняется из школы, — акцентировала региональный координатор проекта.
Бояться конкурса не нужно, благодаря ему можно узнать, насколько ты мастер своего дела и каков уровень твоей профессиональной компетенции. Для участия необходимо пройти регистрацию на платформе навигаторыдетства.рф/contest.
Затем нужно предоставить информацию о профессиональных достижениях, ссылки на авторские разработки по воспитанию, рекомендательное письмо руководителя образовательной или общественной организации и пройти тестирование по вопросам правовых, психолого-педагогических и управленческих компетентностей.
После оценки работ экспертами на сайте навигаторыдетства.рф опубликуют списки победителей, из которых будет сформирован новый резерв. Далее конкурсантов ждет индивидуальное собеседование с экспертами, после которого успешные кандидаты пройдут повышение квалификации и будут трудоустроены.
Конкурсанты проходят обучение в МДЦ «Артек», участвуют в семинарах и форумах, обмениваются опытом и получают новые знания. В 2023 году была сформирована новая экосистема образовательных площадок, к которой помимо МДЦ «Артек» присоединились ВДЦ «Океан», а также 11 педагогических вузов.
Всероссийский детский центр «Океан» активно поддерживает проект «Навигаторы детства» в рамках программ повышения квалификации специалистов, реализующих федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», включая советников директоров по воспитанию, муниципальных координаторов, команды образовательных организаций в составе руководителей, заместителей директоров по воспитательной работе.