Знаменитый модельер Валентин Юдашкин скончался 2 мая в возрасте 59 лет. Кутюрье оставил яркий след в мире моды. Он одевал знаменитостей, устраивал шикарные показы, а еще продвигал местные бренды. В частности — калининградский янтарь. Он говорил, что очень хочет возродить моду на российский янтарь.
В 2014 году модельер представил ювелирную коллекцию из калининградского янтаря в Париже и на открытии Недели моды в Москве.
— В советские годы янтарь убили дешевой штамповкой. Затем янтарь вообще исчез с постсоветского рынка. На смену ему пришла масса подделок, масса контрафакта. Это была пластмасса, смолы и такие вещи, которые к янтарю не имели никакого отношения. Мы не понимали ценности янтаря, все было очень расточительно. Российская публика стала ценить янтарь после того, как была восстановлена Янтарная комната. В какой-то степени наш проект с Калининградским янтарным комбинатом — это продолжение государственной политики, направленной на возвращение утраченных технологий, материалов и промыслов. Мы хотим возродить моду на российский янтарь, — говорил тогда Юдашкин.
Свою коллекцию маэстро называл капсульной. Рассказывал, в каких нервных условиях она создавалась, потому что нужно было уложиться в очень сжатые сроки, чтоб все изделия вовремя были в Париже на примерках. Еще он очень благодарил за работу калининградских мастеров:
— По своему происхождению, свойствам и влиянию на человека янтарь мне напоминает жемчуг. Мне кажется, что при правильной и современной подаче янтарь может стать новым жемчугом на мировом рынке. Это амбициозная задача, но шансы есть. Мы будем привлекать к работе геммологов (специалисты по драгоценным и поделочным камням. — Авт.), художников и ювелиров. Надеюсь, что скоро янтарь будет восприниматься совсем по-другому. Это должны быть современные и понятные вещи. И прежде всего молоденькие девушки должны захотеть носить янтарь. Также мы хотим, чтобы камень носили и мужчины. В первой коллекции мы попробовали сделать украшения: браслеты, четки, запонки.
Валентин Юдашкин много говорил и о том, как важно ценить янтарь и продвигать его на мировой рынок.
— Каков шанс, что калининградский янтарь станет популярным в мире моды настолько, что мы будем видеть его не только в ваших коллекциях, а в коллекциях зарубежных модельеров? — спросил я маэстро.
— Все зависит от того, насколько мы правильно выстроим продажи изделий. Мы обязаны предъявлять миру не только сырье, но и лучшие изделия… …Постепенно российский янтарь войдет в моду. А зарубежные европейские дизайнеры пока еще незнакомы с этим материалом, и наша задача в том числе их с ним познакомить.
Надо вспомнить, что в царской России люди восхищались, попадая в Янтарную комнату, в Малахитовую и Агатовую комнаты. Надо показывать то, чем гордится страна. Мы можем себе это позволить!