Для этого минтрансу РФ совместно с заинтересованными федеральными и региональными органами власти поручено до 1 сентября провести анализ маршрутов общественного транспорта в сельских населённых пунктах и представить в правительство страны предложения по их развитию.
Кроме того, министерству совместно с региональными властями и органами местного самоуправления предстоит проработать меры поддержки для развития пригородного и междугороднего транспорта при открытии автобусных маршрутов в сельских населённых пунктах. Результаты такой работы необходимо доложить в правительство до 1 октября.
Между тем в Башкирии уже многое сделано по развитию транспортного обслуживания. Напомним, транспортная реформа стала одной из первых инициатив Радия Хабирова на посту руководителя региона.
«Здесь Техас, что ли, какой-то?» — эту ставшую знаменитой фразу он сказал 15 октября 2018 года. В тот день новый глава Башкирии объявил, что рынок пассажирских перевозок прежним не будет. За четыре года был обновлен автобусный парк, с улиц исчезли старые ПАЗы. Оплату за проезд также легализовали, наряду с возможностью рассчитаться наличными, пассажиры получили право расплаты банковскими картами и транспортной картой «Алга».
Отметим, только за последние три года на обновление подвижного состава из республиканского бюджета направлено более 6 млрд рублей.
«С 2019 года приобретено свыше тысячи автобусов различного класса. Все машины переданы в хозяйственное ведение “Башавтотранса”. Сейчас межмуниципальная маршрутная сеть республики включает в себя 390 маршрутов регулярных перевозок, две трети которых обслуживает “Башавтотранс”. Фактически автобусным сообщением охвачены более 3,5 тысячи населенных пунктов».
По словам министра транспорта и дорожного хозяйства Башкирии Александра Клебанова, на сегодняшний день маршрутная сеть республики включает в себя 691 муниципальный маршрут. Все они обслуживаются 64 перевозчиками. Транспортным сообщением охвачены 3668 населенных пунктов.
Кроме того, организована перевозка пассажиров по межрегиональным маршрутам, проходящим через республику. Перевозки выполняются более 30 межрегиональными маршрутами между регионами России. Кстати, только Уфимская агломерация обслуживается 86 межмуниципальными маршрутами. Здесь работают 10 перевозчиков, обслуживающие в общей сложности 281 населенный пункт.
Как заявлял ранее Радий Хабиров, проблемы с доступностью пассажирского транспорта в районах республики он регулярно обсуждает с главами администраций.
«Поставил задачу организовать автобусное сообщение от деревень с численностью населения 500 человек до райцентров», — рассказал Глава Башкирии.
Руководитель региона признал, что это нерентабельные рейсы и коммерческие автобусы не будут их обслуживать. Однако для этих целей планируется использовать мощности государственного перевозчика — предприятия «Башавтотранс».
«На первоначальном этапе, возможно, автобус отправлять не каждый день, а, например, дважды в неделю. Так у жителей отдаленных деревень будет возможность решить свои вопросы в райцентре: сходить к врачу, сдать анализы или посетить МФЦ», — уточнил Радий Хабиров.
Важно: не остается без внимания местных властей и столица Башкирии — Уфа.
«Все это время мы последовательно укрепляли “Башавтотранс”. Уфа развивается, нужен большой автопарк. В 2023 году планируется заключать брутто-контракты, по условиям которых перевозчикам будут восполнять выпадающие доходы», — сообщил руководитель региона.
Он поручил мэру Уфы Ратмиру Мавлиеву разработать программу развития посёлков-спутников и коттеджных поселков с указанием необходимых средств, сроков исполнения и ответственных. При этом он отметил, что республика при наличии такой четкой программы готова ее финансово поддержать, сообщал «Башинформ».
Глава Башкирии на совещании по подготовке к 450-летию Уфы обратил внимание на решение проблем поселков-спутников, коттеджных поселков, которые тоже входят в башкирскую столицу. Там есть масса нерешённых вопросов, включая вопросы водоснабжения, энергоснабжения, транспортного обслуживания.
«Я каждый день в свои соцсети получаю проблемные обращения от жителей поселков-спутников Уфы. Ведь все начинается с малого, о каком дальнейшем развитии мы можем говорить, если даже не можем организовать нормальное автобусное сообщение из Чесноковки, которая находится в нескольких километрах от центра Уфы. Я прекрасно знаю, какие есть проблемные вопросы в Елкибаево, Федоровке. Все это надо комплексно решать и уже сейчас думать о развитии поселков-спутников Уфы и планомерно начинать решать годами копившиеся там проблемы».
Как подчеркнули в столичной мэрии, количество маршрутов из отдалённых районов Уфы в центр города будет увеличиваться поэтапно.
По поручению премьер-министра Башкирии Андрея Назарова о расширении пассажирских перевозок с посёлками-спутниками мэрия Уфы провела два открытых конкурса, и в ближайшей перспективе общественный транспорт соединит микрорайон «Сосны» в посёлке 8 Марта и село Нагаево.
С 15 апреля этого года жители Калининского района Уфы начали добираться до центра столицы по новому маршруту № 295. Он начинается с остановки в деревне Елкибаево и проходит через село Фёдоровка, деревни Карпово и Жилино. Далее он пролегает через Монумент Дружбы в Зелёную рощу, по улице Менделеева и завершается у ТРЦ «Планета». Пассажиров возят четыре небольших автобуса. Интервал — от 30 до 40 минут.
«С этих населённых пунктов “маршруток” не было, людям приходилось добираться до города с пересадками. Однако после того как мы запустились, жителям нескольких отдалённых деревень стало легче. Поначалу пассажиров было мало, но мы создали свой чат, куда каждый день добавляем людей, выкладываем расписания движения и корректировки по маршруту. Сейчас в чате уже 800 человек. С каждым днём количество пассажиров только увеличивается», — рассказал представитель перевозчика Артур Сатаев.
К слову, именно этот маршрут был выбран с учетом обращений жителей села Фёдоровка, деревень Елкибаево, Самохваловка и Карпово.
«Мы провели открытый конкурс на создание нового муниципального маршрута № 295, который соединяет данные районы в один и далее с популярными городскими локациями. Расписание составлялось с учётом пожелания граждан», — добавили в столичной мэрии.
Также с учетом проведенного мониторинга общественного мнения пассажиров, государственный перевозчик республики — предприятие «Башавтотранс» доработал расписание движения маршрутов № 43 «Северный автовокзал — Новые Черкассы» и № 111«Северный автовокзал — Новые Черкассы», сообщал ранее «Башинформ».