В Кузбассе уже идёт весенняя охота. Правда, любителей добыть зверя с каждым годом становится всё меньше. Хорошо это или плохо? Какой зверь в приоритете у охотников? И ловят ли по-прежнему браконьеров? Об этом мы поговорили с охотоведом Александром Карстеном.
Азарт, адреналин и кулинария.
Инна Сергеева, kuzbass.aif.ru: Александр, расскажите о весенней охоте. На кого она сейчас идёт?
Александр Карстен: Сроки весенней охоты традиционно короче, чем осенней. Это связано с выведением потомства. С 1 апреля по 20 мая можно добывать медведя. С 24 апреля по 3 мая — охотиться на водоплавающую дичь с чучелами и духовым манком, а с 14 апреля по 13 мая с обязательным использованием подсадной утки. Также с 4 по 13 мая разрешена добыча боровой дичи. В Осинниках, где я сейчас работаю, второй год подряд можно охотиться на вальдшнепа. Численность птиц увеличилась, как и в Новокузнецке, а потому охотники могут попробовать себя в довольно увлекательном и азартном занятии.
Всё дело в том, что вальдшнеп — птичка небольшая, быстрая, юркая, летает на высоте 30−35 м и её не так легко добыть. Эта охота подходит скорее для тех, у кого уже набита рука. Затем получить путёвку можно будет только в конце августа.
— Растёт ли количество охотников? И если раньше охотились, чтобы прокормиться, то зачем это делают сейчас?
— Не могу сказать, что охотников становится больше. Если раньше мы ждали 18 лет, чтобы получить необходимые документы, купить оружие и пойти в лес, то теперь молодёжи приходит мало. В основном это люди за 30, которые осознанно хотят заниматься охотой. Когда разговариваю с охотниками, слышу, что люди устали от города, суеты, дел, быта, им хочется отдохнуть на природе. Не у каждого есть возможность поехать отдыхать за границу или на море. У кого-то спортивный интерес: нравится азарт, адреналин.
В целом наши охотники больше добывают утку, рябчика, есть любители охоты на зайца и соболя. Охота помогает регулировать численность животных. Например, если будет много зайцев, начнётся их мор. Ведь болезнь легче передаётся там, где численность животных большая. После сезона охоты остаются самые хитрые, чуткие и сильные звери. Соответственно, эти качества они передадут и своему потомству. Таких зайцев мы между собой называем «профессорами». И это касается всех видов животных.
Тянет в лес.
— А что скажете о браконьерах? Ловите?
— В последние годы количество браконьеров сходит на нет. В 2000-е годы таких фактов нарушений было очень много. Сейчас единичные случаи. Думаю, причин здесь несколько. Во-первых, ужесточили законодательство: минимальный штраф теперь 5000 ₽, а максимальный может доходить до 1 млн руб. Во-вторых, это результат работы охотоведов: мы регулярно проводим рейды по выявлению нарушителей.
Есть и ещё одна причина — браконьерничать сейчас очень дорого. Разговорился я как-то с бывшим браконьером, так он рассказал, что гоняться за копытными на снегоходе теперь себе дороже выйдет: это техника прожорливая, нужно не меньше 50 л бензина, плюс недешёвые патроны. А ещё выехать нужно куда-то подальше. Если попадёшься ещё, то штраф большой. Так что проще мясо на рынке купить. Конечно, ловим браконьеров, но таковыми их назвать сложно. Например, на днях остановили ребят, у одного не было нужных документов. Оказалось, что друзья позвали в лес, сами успели всё оформить, а он — нет.
— Вы сами как давно занимаетесь охотой? И какой ваш самый большой трофей?
— Родился я и вырос в селе Атаманово, с детства вместе с отцом ходил на рыбалку, а с дядей — на охоту. Дядя собирал всех племянников и вёл в лес, учил премудростям. Хорошо помню свою первую настоящую охоту — она была на утку. Сидел, караулил, переживал, чтобы не промазать. С годами всё доходит уже до автоматизма. Мне нравится добывать медведя, интересна охота на зайца, недавно увлёкся вальдшнепом. С годами тяга не пропадает. Иногда сижу, думаю: надоело, может, лучше пойти на завод? Проходит какое-то время, особенно в отпуске, когда в город уезжаешь — и понимаешь, что хочется в тишину, тянет в лес.
Охота — это уже, наверное, моя жизнь, я без этого не могу. Заметил, что с годами отношение к ней меняется. Если раньше было больше азарта, хотелось добыть побольше зверей, то теперь интересно преодолеть больше трудностей, попотеть, как говорится. Лучше я побегаю на лыжах по снегу пару часов и поймаю трёх зайцев, чем десять, которые были буквально под ногами. Если говорить о трофеях, самым большим был медведь. Длина шкуры была больше трёх метров!
Как не стать жертвой.
— А чем занимаются охотоведы в период, когда запрещена охота?
— Во-первых, следим за галечниками и солонцами. Галечники — это места, куда мы завозим мелкий гравий вперемешку с песком для птиц. Они там купаются, чистятся, глотают камешки, которые нужны им для пищеварения. Таких мест у нас много, размером галечники примерно метр на метр. Также подготавливаем солонцы. Это большие кормушки, куда мы подкладываем соль для крупных рогатых животных, зайцев. А ещё сюда любят приходить медведи.
Ведём учёт зверей и птиц. Зимой по следам, в остальное время проводим осмотры. Конечно, всех поголовно не считаем, для этого есть специальные формулы. В целом численность животных остаётся примерно на одном уровне, но в последние годы выросло количество копытных. Думаю, это связано с пожарами: в соседних регионах горят леса, и животные бегут к нам в регион. Немного больше стало белок и зайцев.
— В последнее время часто приходится слышать, что дикие животные выходят к людям. Как себя вести, чтобы не стать их жертвой?
— Для начала нужно себя обозначить голосом. Разговаривайте с животным. Запомните, что зверь точно так же боится человека, как и человек зверя. Не стоит смотреть хищнику в глаза, потихоньку отступайте назад, не бегите — животное побежит за вами! Когда гуляете по лесу, включите радио, громко говорите — так вы отпугнёте хищника. Вообще зверь никогда просто так не нападёт на человека, в моей практике такого не было. Спровоцировать может ситуация, когда вы застали зверя врасплох. Например, он ел свою добычу, а вы появились рядом. Конечно, он будет защищаться. Не нужно подкармливать диких зверей. Например, лис, которые частенько выходят к людям.