Всем непоседам непоседы. Почему мы не замечаем проблем гиперактивных детей?

Какова стратегия и тактика помощи гиперактивному ребёнку?

Есть дети, активности которых хватило бы на троих: малышами они не способны усидеть на месте — беспрерывно прыгают, бегают, ерзают, залезают и ломают, а в школе они становятся источником головной боли ещё и из-за неважной успеваемости. Как родителям помочь такому ребёнку и себе?

На вопросы «АиФ Казань» отвечает кандидат педагогических наук, логопед, дефектолог с 25-летним опытом работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья Гульнара Валиуллина.

Нарушители спокойствия.

Венера Вольская, «АиФ Казань»: Гульнара Владимировна, наверное, каждый из нас может вспомнить одноклассника, который не может усидеть во время занятий, отвлекает товарищей, перебивает учителя, срывает уроки. За этим поведением часто стоит синдром дефицита внимания и гиперактивности. С такими детьми сложно и учителям, и другим ребятам. Каковы причины синдрома?

Гульнара Валиуллина: В основе СДВГ лежит минимальная мозговая дисфункция, которая возникает во время внутриутробного развития. Следствием становится нарушение психических функций, регулирующих и программирующих деятельность. Это приводит не только к избыточной активности, но и к трудностям с концентрацией. А ведь внимание — одна из важных психических функций: во многом благодаря ей формируется знания, умения и навыки.

Из-за того, что наблюдаются сложности в получении и обработке информации, у такого ребенка хуже память, снижаются способности к обучению. У него отсутствует упорство в деятельности, которая требует сосредоточенности, он склонен к перескакиванию с одного на другое.

— Взрослые постоянно одергивают неусидчивого малыша или изводят его нотациями. Но настоящие проблемы начинаются в школе: оказывается, что и учиться ребенку сложно.

— Да, именно поэтому СДВГ нужно как можно раньше диагностировать.

— Как проявляется синдром у малыша?

— Он характеризуется ранним началом, и уже в период новорожденности нередко наблюдаются нарушения ритма сна и бодрствования. У младенца с предпосылками к СДВГ трудно установить режим дня, он засыпает и просыпается в разное время. В раннем возрасте характерна повышенная возбудимость. Настроение быстро меняется, малейший фактор приводит к крику, горьким слезам или к хохоту. Характерно и общее беспокойство: у ребенка часто плохое настроение, он нередко хнычет без причин.

Взрослые должны обратить внимание, если их кроха в возрасте от года до трёх не в силах остановиться на одной игре, так как постоянно отвлекается на новую — играет в каждую буквально по несколько минут. При этом попытки увлечь не всегда успешны, поскольку с ним сложно договориться, он стремится поступать по-своему. Кстати, даже во время попыток переговоров непоседа порой продолжает бегать и кричать. Неудивительно, что у родителей быстро опускаются руки.

— Как ведёт себя гиперактивный малыш в детском саду?

— Воспитатели жалуются, что он отказывается соблюдать режим, например, есть вместе со всеми. Ближе к трём годам разбрасывает игрушки и «всё делает наперекор».

В 3 — 5 лет типичная картина СДВГ уже отчетлива: ребенку трудно удерживать внимание на одной деятельности, сложно контролировать эмоции. Раз он быстро устает от умственной деятельности и с трудом сосредотачивается, то это отражается на знаниях: путается в цветах, формах, названиях животных. Правда, нужно учесть, что некоторые признаки встречаются у нормотипичных детей.

Случается и такое, что причинами описанного поведения являются ошибки воспитания или педагогическая запущенность, но чаще все же СДВГ.

— Есть изменения со стороны тела?

— Нередко, хотя и не всегда, речь развивается с задержкой, нарушено произношение. У некоторых детей отмечается тремор — дрожат ручки, ножки, голова. Часто фиксируется моторная неловкость: ребенок часто спотыкается. падает, ему сложно выполнить задание пройти по узкому мостику. Встречается также недержание мочи или энкопрез.

— А как понять, это синдром дефицита внимания с гиперактивностью или просто ребенок живой?

— Во втором случае он будет шустрым в основном дома, с близкими, а в детском саду — выполнять задания, соблюдать нормы поведения.

Выскочка-хвастун.

— Как проявляется синдром в школьном возрасте?

— Учителя замечают сложности со счетом, с письмом (линии нередко слабые, волнистые). Происходит нарастание когнитивных расстройств, и ребенок начинает отставать по многим предметам.

— А ведь он к тому же хвастун-выскочка или вспыльчивый, и этим раздражает одноклассников.

— Да, при этом и дома ему попадает за непослушание, неусидчивость, нерадивость в учебе, и получается ситуация «весь мир против одного». Эти дети обычно добрые и часто они не понимают, почему их сторонятся сверстники, отчего взрослые постоянно делают замечания или взрываются.

Постепенно у них формируется низкая самооценка («у меня ничего не получается», «я плохой, глупый»), низкий уровень притязаний («ничего не хочу — все равно не получится»), а также агрессивное состояние.

— Говорят, что нужно начать с осознания, что есть проблема, которая не вызвана избалованностью или невоспитанностью ребенка, а еще с его принятия.

— Нужно напоминать себе, что сын или дочь делает все наоборот не специально, он действует соответственнно особенностям своего мозга. Он (она) не меньше, а больше обычного ребенка нуждается в ласке, объятиях, понимании, ободряющих словах. Надо создать дома доброжелательную атмосферу.

Второе — нужна комплексная помощь специалистов, и, повторюсь, чем раньше она придет, тем лучше. Игра стоит свеч: в 75% случаев дети подтягиваются к норме, если с проблемой работать.

-С чего начать?

— Первый этап — постановка диагноза. Это может сделать только психиатр. К сожалению, родители, если и обращаются к врачу, то к неврологу, но тот обычно назначает лишь укрепляющую терапию, а нужно направленное лечение СДВГ. Благодаря грамотной медикаментозной терапии улучшается кровоснабжение головного мозга, усиливается концентрация внимания, снижается импульсивность.

Воспитывать гиперактивного ребенка очень сложно, и нередко мамы по-настоящему истощены. Не нужно отрицать это. Чтобы сохранять ресурсное состояние, понадобится психотерапия, лучше всего — семейная. Все взрослые в семье должны иметь понимание особенностей ребенка.

— А еще какие специалисты помогают детям с СДВГ?

— Хорошая поддержка — помощь нейропсихолога, который создаст условия для улучшения нейродинамического фона психических процессов, формирования произвольности, целенаправленности и самоконтроля деятельности. Если имеется отставание в развитии, понадобится дефектолог, если нарушения речи — логопед.

— Должен ли ребёнок проходить психолого-медико-педагогическую комиссию?

— На ПМПК определяется психический статус ребёнка с нарушениями и его образовательный маршрут, но поскольку нет отдельной нозологии «СДВГ», то ПМПК не нужна (если нет задержки развития и школьник справляется с учебной программой). Такие дети должны учиться в обычном классе. Но их не должно быть много в классе.

Повзрослев, часто меняют работу.

— Каково положение дел после начальной школы?

— К 10 годам происходит созревание мозговых структур, которые отвечают за программирование и контроль деятельности. Если оказывается помощь специалистов, благодаря которой нет отягощения в виде эмоциональных и когнитивных расстройств, признаки гиперактивности и нарушения внимания сглаживаются, и у большинства происходит трансформация в норму.

Если же ситуация в дома и в школе складывается неблагополучно, то проявления СДВГ могут стать ярче. Во взрослой жизни человеку будут мешать низкий образовательный уровень, склонность менять место работы, вредные привычки.

— Школа «не замечает» проблем таких детей. Как там могли бы помочь?

— В идеале нужна поддержка школьного психолога — по развитию познавательных функций, волевой сферы, улучшению концентрации внимания. К сожалению, психологи редко ведут такую работу. Мало уделяют внимания таким ребятам и учителя. Поэтому проблема стоит остро.

Но если у мамы получится наладить с учителем контакт, педагог поможет адаптироваться к школьной программе, наладить общение с одноклассниками.

Самый важный шаг сейчас у нас как у общества — чтобы учителя начальных классов были осведомлены о б СДВГ и умели работать с этой категорией детей. Важно создавать ситуацию успеха, чтобы ученик поверил в свои силы. В частности, ребенку будет проще с щадящими нагрузками, регулярной сменой деятельности, чередованием статической и динамичной деятельности. Лучше давать короткие простые задания, постепенно усложняя их.

То есть нужно организовывать среду под потребности человека с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. А в идеале для адаптации таких ребят стоило бы в начальных классах ввести программу, направленную на психокоррекцию их состояния.

ДОСЬЕ.

Гульнара Валиуллина. Родилась в Самарской области. Закончила Елабужский пединститут. Защитила кандидатскую диссертацию по коррекционной педагогике в Москве. Создатель сети психолого-логопедических центров, доцент КФУ.