Власти Калининграда не теряют надежды ускорить в городе трамваи и открыть новые маршруты. В планах — кольцевая и несколько направлений в относительно новые микрорайоны. Правда, перспектива реализации этих задумок — весьма отдаленная: 2030−2040 годы. Что в мэрии планируют делать со старыми трамвайными ветками и где могут появиться новые — в материале «Нового Калининграда».
Ремонт Ленпроспекта и «разгрузочный» маршрут
Для беседы о перспективах развития трамваев на площадку центра развития «Горпросвет» в понедельник, 22 мая, позвали замглавы комитета развития дорожно-транспортной инфраструктуры мэрии Антона Романова и директора «Калининград-ГорТранса» Владимира Фомина. Дискуссию модерировал культуролог Александр Попадин. Предполагалось, что гости будут отвечать на вопросы горожан, оставленные в соцсети, но большую часть эфира заняла презентация планов. «В прошлом году мы остановили деградацию данного вида транспорта и развернули ее вспять, запустив новый маршрут — третий трамвай», — с ходу заявил Антон Романов.
Из небольшого экскурса в историю, проведенного чиновником для слушателей, следовало, что в 1938 году в городе было 13 трамвайных маршрутов, в 1947-м их количество уменьшилось до пяти, к 1994 году сеть расширилась до девяти маршрутов, а к 2015-му сократилась до одного. В первые 15 лет нового столетия власти занимались расширением улично-дорожной сети за счет трамвайного полотна. Эти работы, согласно отчету мэрии, коснулись улиц Невского, Горького, Гайдара, Советского проспекта, улицы Борзова, Московского проспекта, а также улиц Транспортной и Суворова.
В нынешнем Генплане, который был принят в 2016 году и действует до 2035 года, по словам Романова, предусмотрено «развитие или сохранение» девяти маршрутов. Однако властям пришлось пересмотреть эти планы «с учетом перераспределения населения». Директор «Калининград-ГорТранса» Владимир Фомин рассказал, что спрос на трамвайные перевозки растет. По сравнению с прошлым годом он, по его словам, увеличился на 30%.
Общая протяженность двух действующих в Калининграде маршрутов составляет 38 километров, трамваи передвигаются по ним в среднем со скоростью 12 км/ч (к 2034-му ее рассчитывают увеличить до 20 км/ч). Пассажиропоток на маршруте № 5 («ул. Бассейная — “Мясокомбинат” (ул. Дюнная)») составляет 10 тысяч человек в сутки, на маршруте № 3 («Южный вокзал — Центральный парк культуры и отдыха») — около трех тысяч. В парке «Калининград-Гортранса» сейчас имеется 36 трамваев, из них 16 — новые «Корсары», закупленные в 2019 году. Самому старому транспортному средству, но данным мэрии, сейчас 43 года. При этом часть трамваев не используется: для обслуживания двух действующих маршрутов задействованы только 20 вагонов.
По словам Антона Романова, городские власти планируют дальнейшее развитие трамваев в две очереди. Первая предусматривает запуск этого вида транспорта по Ленинскому проспекту (это станет возможным только после ремонта эстакадного моста) и в перспективе — создание кольцевого, «разгрузочного», маршрута. Предполагается, что трамваи по нему будут следовать с Южного вокзала через эстакадный мост, гостиницу «Калининград», Ленинский проспект, площадь Победы, улицы Черняховского, 9 Апреля, Октябрьскую, Багратиона и бывшую Тополиную аллею, которая превратилась в отрезок Ленинского проспекта. Эти планы рассчитывают претворить в жизнь к 2030 году.
«Возможно, мы предусмотрим перераспределение потоков общественного транспорта с учетом данного маршрута. Всё упирается в состояние Ленинского проспекта, ненормативное, и первой эстакады. Сейчас мы разрабатываем техническое задание на проектно-сметную документацию по первой эстакаде, предусматривая в его разрезе полноценные трамвайные пути, которые в дальнейшем решат эту проблему».
В перспективе — Восточный и Южный микрорайоны
Вторая очередь развития трамвайной сети предполагает запуск нескольких новых маршрутов. В мэрии считают целесообразным направить трамваи в микрорайоны Восточный и Южный, в котором «уже есть очевидное напряжение по доступу в центр». Первый маршрут, по задумке властей, будет проходить по улицам Фрунзе, Гагарина, Благовещенской и далее — либо до границы с Гурьевским округом, либо по улице Денисова. Второй маршрут предусмотрен через Инженерный переулок по улицам Толстикова, Интернациональной и Аллее Смелых.
Третий маршрут, по словам Фомина, пока находится только на стадии концепции. Власти считают, что трамваи можно было бы пустить в район улицы Катина на Северо-Западе города — о планах по развитию территории там ранее сообщал «Автотор». «Пока эта территория не будет развиваться по факту, необходимость подводить туда трамвай отпадает», — пояснил замглавы комитета развития дорожно-транспортной инфраструктуры.
Старые маршруты, о возобновлении которых ведутся разговоры многие годы, в нынешних условиях, как теперь считают власти, требуют переосмысления. Возвращать трамваи на проспект Победы и улицу Тельмана (по Генплану там предусмотрены туристические рейсы), по словам Романова, нецелесообразно, так как на этих маршрутах практически нет пассажиропотока. «Трамвай — это фактически наземное метро большого объема, — провел аналогию чиновник. — В том виде, как, например, улица Тельмана: нет спроса. Там нет пассажиропотока, мы привезем одного, двух, трех человек, но при этом дальше наполняемости этого трамвая не будет. То есть задачка не будет решена».
Трамваев через Вторую эстакаду в направлении улицы Дзержинского и в микрорайоне Сельма ожидать тоже не стоит. На Сельме, по словам Романова, такой проект в условиях сложившейся застройки потребовал бы значительных финансовых вложений. При последующем развитии общественного транспорта в этом микрорайоне власти рассчитывают задействовать железнодорожную ветку. «В дальнейшем история Сельмы, возможно, будет реализована через развитие совместно с транспортом РЖД данной ветки: через рельсобус попытаться доставлять людей в центр», — уточнил представитель мэрии.
В целом же в администрации Калининграда считают «задачей минимум» сохранить существующую трамвайную сеть. «Необходимо в первую очередь привести в нормативное состояние тот комплекс, который мы сейчас эксплуатируем. Его необходимо отработать, в нем необходимо реализовать как раз вот эти выемки, увеличить скорость движения, увеличить привлекательность транспорта. И только после этого можно говорить, куда нам двигаться или идти за спросом», — подытожил Романов.