В мае, чтобы увидеть всю эту красоту, корреспонденту «РГ» пришлось ждать целую неделю, пока море успокоится после череды штормов.
…Складки берега Утриша выглядят тихими, будто замерли в ожидании масштабного наплыва гостей. Рабочие завершают ремонт металлического моста над перешейком, ведущий к свечкам двух маяков — старого и нового, построенного в память о подвигах моряков Азово-Черноморской флотилии. На часах уже четыре дня, но инструктор центра подводного плавания «Утриш» Павел Гуревич успокаивает: «Торопиться некуда, в нашем распоряжении весь световой вечер».
Павел признается: дайвинг для него далеко не просто заработок, а вся жизнь. Свое первое погружение совершил в шесть лет еще с советским аквалангом «Юнга». Его отец — профессиональный водолаз, в 90-е был одним из первых, кто начал популяризацию подводного плавания в стране, а в 2008 году основал рекреационную базу в бухте Утриша.
Самому возрастному дайверу «Утриша» — 79 лет
— Несмотря на то что человек состоит на 80 процентов из воды, многие «ныряльщики» в первый раз ощущают психологический барьер, при малейшем волнении стремятся на поверхность, поэтому более чем на глубину четырех-пяти метров мы их не погружаем, — говорит Павел Гуревич. — В целом новичкам и не нужна глубина, куда важнее поймать чувство невесомости, а более опытному дайверу — нейтральную плавучесть, то есть научиться перемещаться свободно и наслаждаться открывающимся подводным миром. Самым возрастным нашим экскурсантом стала 79-летняя бабушка, которая таким образом исполнила одно из двух своих заветных желаний (первое — прыжок с парашютом), а самым младшим — мальчик семи лет.
— На суше на нас действует одна атмосфера давления, но при погружении на каждые десять метров прибавляется еще одна, — продолжает Павел. — Уши закладывает постоянно, и необходимо регулярно их продувать (пошевелить челюстью либо имитировать глотание слюны).
Второй шаг — облачаемся в амуницию. У меня — костюм мокрого типа из неопрена. «Мокрый», потому что пропускает влагу, но создающаяся при этом водная прослойка сохраняет тепло организма. С грузиками на поясе, в ластах, плюем в обе линзы маски, тщательно растираем и промываем — так стекла не запотеют в воде. Мой акваланг весит 23 килограмма, из-за этого надеваем его в море. И вот делаю первые вдох-выдох под водой. В мозгу стучит мысль: «Только не шмыгай носом», и тут же хочется вынырнуть. Но долго держаться «поплавком» не стоит: есть риск ничего не увидеть. Так что после нескольких проб уходим глубже.
Вокруг обступает мутная, будто бутылочное стекло, тишина. Видимость всего 2,5 метра, но мне и этого хватает с лихвой, чтобы с восторгом проводить глазами кисельный зонтик медузы — ушастой аурелии, пропустить через пальцы ленты водорослей на дне.
Ранних гостей первой встречает подводная скульптура Посейдона. В знак приветствия прикасаюсь к его трезубцу. Следом из сине-зеленого тумана выступают якоря, Ленин, футболисты Александр Кокорин и Павел Мамаев, разыгрывающие мяч. Композицию установили после их скандальных похождений. А больше всего восхищает баркас: между его стальными конструкциями юрко снуют рыбки…
— Конечно, наше море по богатству животного мира уступает Красному, обзор там открывается такой, словно погрузился в аквариум. В Черном тебя охватывает космическое ощущение бездны, но здесь и нет ядовитых обитателей, — подытоживает Павел Гуревич после того, как мы вновь возвращаемся на берег. — В среднем хорошая видимость в море составляет 10−15 метров. В своей жизни мне лишь раз удалось застать идеальные условия — до двадцати метров: это произошло недалеко от мыса Большой Утриш, где лежит потопленная немцами советская шаланда «Гордипия».
А вот так скульпторы видят приснопамятных футболистов Кокорина и Мамаева, поселившихся" в Черном море на глубине в 12 метров. Фото: Из архива Эрнста АнтоноваКстатиПогружение и цены.
Чтобы чувствовать себя как рыба в воде, первое погружение необходимо совершать с инструктором. Это тот человек, который отвечает за вас и знает, как вести себя на глубине в различных проблемных ситуациях. Стоимость индивидуального погружения с мастером — 3,5 тысячи рублей.
Сотрудники ведущих подводных центров предупреждают: зачастую на море предлагают погрузиться небольшими группами под присмотром одного инструктора, но делать это небезопасно, потому как один человек, каким бы колоссальным опытом он ни обладал, не сможет в равной степени наблюдать за всеми.
Время, проведенное под водой, зависит от давления газа в баллоне, глубины и физической активности. В среднем обход экспонатов музея на дне занимает около 25−30 минут.
Погружение с лодки стоит 4−5 тысяч рублей. Для более глубокого знакомства можно прямо на отдыхе пройти обучающий курс OWD (Open water diver), включающий шесть уроков теории и шесть уроков практики. В этом году стоимость занятий обойдется в 30 тысяч рублей. В эту сумму входит не только подробный инструктаж преподавателя SSI, но и аренда оборудования, погружения в море, экзамен, выдача сертификата.
Между тем Не для широкой публики
Черное море — одно из немногих мест, где можно увидеть множество интересных объектов в виде затонувших кораблей и самолетов. Например, в районе Анапы на глубине 14 метров покоится грузовой пароход «Амантея», спущенный на воду еще в 1906 году, позже переименованный в «Кола».
В июле 1941 года судно следовало порожняком из Новороссийска в Феодосию и, сильно прижимаясь к береговой линии, подорвалось на советской мине. Погибли три человека экипажа, 33 — спаслись.
В 1999 году затонувшее судно нашли дайверы, и с тех пор это место является одной из популярнейших зон в Черном море.
Также недалеко от станицы Благовещенской расположена уникальная достопримечательность — рифовая банка Марии Магдалины. Это подводная пещера с обилием гротов, покрытых бурыми и зелеными водорослями, скалистых гряд, где обитают скаты и морские ерши. Вода летом здесь весьма прозрачная, позволяет рассмотреть лежащие на дне секреты (в том числе пушечные ядра, элементы обшивки различных судов) на расстоянии более 10 метров.