Канализация в территориях опережающего развития в Приморье в последнее время часто начала выходить из строя. За несколько минувших месяцев было зарегистрировано сразу несколько крупных аварий на сетях.
Частые аварии
В городе Большой Камень сети канализации прорывало почти всю весну. Последний мощный аварийный перелив на канализационной насосной станции № 9 произошёл в нескольких десятках метрах от территории судостроительного комплекса «Звезда».
Примечательно, что авария произошла на глазах региональной комиссии, которая прибыла разбираться с жалобами жильцов на неприятный фекальный запах в центре города. Воняет нечистотами в этом городе уже давно.
В последний раз администрация местного филиала КГУП «Примводоканал» возложила вину за аварию на рыбную фабрику «Новый Мир». Однако сам завод, уже не раз отбивавшийся от подобных обвинений, в качестве эксперимента остановил работу на 10 дней, и поэтому никаких промышленных стоков в момент аварии в сети водоканала не скидывал.
Была похожая история и в Надеждинском районе. Нечистоты залили территорию ТОР «Надеждинская». Жители буквально «плавали» в канализационных стоках. Тут на ликвидацию аварии ушло больше двух недель. И здесь, как и в первом случае, обвинения прозвучали в адрес завода «Русский Минтай». Якобы предприятие своими промышленными стоками вывело из строя единственную насосную станцию (КНС) в посёлке.
Что не так с насосом
Чтобы понять, что действительно происходит в ТОР, как это может отразиться в будущем на экономическом потенциале края, нужно, прежде всего, досконально разобраться, почему именно рыбные фабрики коммунальщики обвиняют в авариях на КНС.
По ситуации в Большом Камне версии причин аварии звучали разные. В местных СМИ прошла информация о том, что трубы водоотведения и канализации сильно изношены. С другой стороны, на сайте КГУП «Приводоканал» размещена информация, что сети были построены специально для резидентов ТОР и они эксплуатируются всего 3 года. При этом, как правило, автоматические КНС рассчитаны при грамотной эксплуатации на ресурс в 7−10 лет.
«Канализационные насосные станции “КНС 9”, “КНС 10”, КНС “Садовая” построены в составе линейного объекта. Строительство выполнено в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы. Работы завершены 30 июня 2020 года», — сообщает КГУП «Примводоканал» в официальном ответе на запрос «АиФ-Приморье».
Кроме того, водоснабжающее предприятие построило в Большом Камне и другие объекты на общую сумму 495 млн руб. В 2020 году была построена и КНС в ТОР «Надеждинская».
На сайте «Примводоканала» было указано, что на станциях, где происходили описанные аварии, устанавливались насосы «Гидромаш». На сайте завода-изготовителя указано, что подобные насосы устанавливаются даже в атомных электростанциях. Повредить их обычными стоками невозможно.
Только независимая экспертиза может установить точную причину выхода насосов из строя. Пока что, насколько мы понимаем, такой не проводилось. Водоканал считает, что отказ «электрооборудования на КНС произошёл из-за интенсивной коррозии, которой подверглись почти все элементы и рабочие узлы» станции в условиях агрессивной среды, создаваемой производственными сточными водами предприятий рыбной промышленности".
«Сточные воды предприятий рыбопереработки содержат большое количество продуктов распада белков и природных соединений, превращение которых происходит с образованием дурно пахнущих продуктов гниения. Одно из таких веществ меркаптан. Повышенное содержание меркаптанов и сероводорода есть на всех КНС, по которым перекачиваются промышленные стоки», — сообщается в ответе КГУП «Примводоканал».
Причем, отметим, что резидентов ТОР десятки, а труба одна.
Этот меркаптан вывел из строя всё электрооборудование КНС, а также все стальные элементы КНС, содержащие медь и медные сплавы?
В качестве некой доказательной базы приводятся результаты замеров атмосферного воздуха в районе канализационных станций в городе Большой Камень. Но эти замеры делались в более чем 20-ти км от завода!
Ещё один интересный момент. Разработчиков версии о меркаптане никак не смущает тот факт, что сначала грешили на то, что «разрушал оборудование» КНС некий рыбий жир, который водоканальщики искали в промышленных стоках. Правда, минтай рыба, в принципе, не жирная.
Ещё один интересный момент. После аварии в ТОР «Надеждинская» в эфире местного ТВ представители коммунальной службы признались, что фактически аварии произошли из-за крупного мусора, насосы сорвало с бетонного основания, и ремонт оборудования длился почти две недели.
Вопрос требует решения
Итак, что в остатке? Независимой экспертизы аварий не было. Водоканал считает виновными производителей рыбопродукции. Есть и версии о попадании в КНС совершенно постороннего крупного мусора.
Напомним, что «Новый мир» в момент аварии не работал. Кроме того, директора рыбных фабрик акцентируют внимание на том, что у них есть свои собственные очистные сооружения. Их стоимость более 250 млн руб.
Специальные химические реагенты связывают все белковые соединения в пену, которая потом собирается на станциях в очистки и утилизируется подрядными организациями. В сети водоканала стоки входят максимально очищенные, а раз в месяц специалисты «Примводоканала» без предупреждения отбирают пробы и проверяют стоки.
Вопрос надо решать. Не должны страдать ни люди на территории, ни предприятия рыбной промышленности!
Информационные «вбросы» на меркаптановую тематику очень удобны для руководства эксплуатирующей организации. А может быть, всё-таки были допущены ошибки в проектировании КНС? Тогда ведь придётся переделывать уже введённые в эксплуатацию станции. А это явно не понравится государственным органам власти. С другой стороны, переделывать всё равно придется, весь вопрос — за чей счет.
И ещё один важнейший фактор, на который указывают переработчики рыбы и который подтверждает руководство «Примводоканала». Сегодня рыбные заводы не работают на предельной мощности. Если они будут наращивать объём промышленных стоков, то выдержит ли этот объём уже «модернизированная» под резидентов система водоотведения или опять всё зальёт?