Уходят через полгода. Почему в школах Башкирии мало молодых учителей

Власти пытаются решить проблему нехватки педагогов, но действующие меры поддержки нужного результата не дают.

Учителя в школах Башкирии стареют. Средний возраст педагога на сегодня — 55 лет, тогда как три года назад он составлял 53 года. Молодые специалисты работать с детьми не идут. И власти признают, что одной из причин этого является, в том числе и заработная плата: по сравнению с другими регионами страны в Башкирии она не самая высокая. О том, какие меры поддержки предлагает государство и устраивает ли это работников школ, в материале UFA.AIF.RU.

Есть ли стимулы?

По данным Минобрнауки Башкирии, на сегодня в республике работают 6593 педагога, которым не исполнилось 35 лет. Из них без педагогического стажа — более 450 человек. Общее количество педагогов в регионе — порядка 38 тыс. человек, дефицит — 691.

По словам первого замминистра образования и науки РБ Ильдара Мавлетбердина, привлечь молодежь в школы в регионе пытаются.

Так, впервые поступившим на работу после окончания вуза или колледжа установлен повышающий коэффициент в размере 0,3 к оплате за фактическую нагрузку в течение трех лет. Он действует до получения работником квалификационной категории. Для сельских учителей предусмотрена компенсационная выплата в размере 25%. Помимо этого, учителям в сельской местности ежемесячно выплачивают компенсации на оплату отопления и освещения жилья. Ежегодно гранты в размере 690 тысяч получают работающие в сельских школах не менее года.

Кроме того, уже три года работает программа «Земский учитель» — для тех, кто уезжает жить и работать на село. Она рассчитана до 2024 года, но ее решено продлить. Компенсационные выплаты в размере 1 млн рублей на сегодня получили 147 человека. Больше всего среди них преподавателей иностранных языков, математики, русского языка и литературы, начальных классов. По географии лидируют Баймакский, Архангельский, Кармаскалинский, Иглинский, Аургазинский районы.

Ильдар Мавлетбердин уверен, что действенным методом привлечения молодых специалистов является целевое обучение. Сегодня договоры заключили 65 муниципалитетов. Второй год в Башкирии работают психолого-педагогические классы, которые профессионально ориентируют школьников на получение педагогических специальностей.

«Когда мы общались с молодыми педагогами, они рассказали, что одна из главных причин, которая им мешает оставаться работать в школах, — это психологическое вхождение в профессию, — уверяет чиновник. — Когда выпускник вуза приходит в образовательное учреждение и ему дают классное руководство, он просто не справляется с нагрузкой. Проработает полгода и уходит. Поэтому очень важно развивать институт наставничества. Наиболее успешную и крепкую практику, которую мы сейчас распространяем, применяют в Октябрьском районе Уфы».

Ильдар Мавлетбердин

Нестандартный подход.

Председатель профильного комитета Госсобрания РБ Раиль Асадуллин считает, что в этой ситуации к решению проблемы необходимо подойти нестандартно.

«За один год средний возраст учителя увеличивается на два года. Получается, что сегодня приход молодых специалистов не покрывает те дефициты и те цифры, при которых образовательная система может нормально функционировать в режиме оптимального обеспечения кадрового резерва», — говорит депутат.

По мнению парламентария, меры, которые сегодня принимаются со стороны республики «очень серьезные», а критиковать за то, что проблема не решается, следует муниципалитеты.

«Там не занимаются проблемой подготовки кадров, — констатирует Асадуллин. — Мы несколько раз проводили совещания и увидели, что в районах сидят и ждут, когда к ним направят выпускников из педуниверситета».

По его словам, если раньше количество выпускников в два-три раза превышало потребность в учителях, а у школ была возможность отбирать. Теперь же ситуация такова, что если учреждения не начнут направлять в вузы учеников своих школ, то в конечном счете их образовательная система состарится и начнет вымирать.

В этом вопросе заинтересованность должна быть, прежде всего, у муниципалитета, уверены депутаты. Его представители в течение всего срока обучения в университете должны постоянно держать связь со студентом и стимулировать его к тому, чтобы после получения диплома он вернулся к ним.

«Кадровые службы муниципалитета этим практически не занимаются. Убежден, что пока они не поменяют свое отношение к этой проблеме, мы ее не закроем», — отметил Раиль Асадуллин.

Ниже, чем по России.

Ключевой фактор, который оказывает влияние на выбор выпускника вуза, — уровень заработной платы, убежден депутат Госсобрания Рустем Ахунов.

«36 тысяч 800 рублей — это зарплата ниже средней в республике и по России для педагогических работников, которая составляет 47 тысяч рублей. Мое предложение — возможно, перераспределить эти меры, особенно по единовременным выплатам и грантам в пользу слабейших регионов, которые испытывают нехватку средств».

предложил Рустем Ахунов.

С ним согласен и Раиль Асадуллин, который считает, что если не будет пересмотрена система оплаты труда, то молодые специалисты не останутся на местах. По его словам, пять лет назад, когда он еще был ректором БГПУ, люди приходили, но за год половина из них увольнялась именно по причине финансов.

Педагог начальных классов Элина Исламова, с детства мечтавшая работать с детьми, окончила пять лет назад педуниверситет в Уфе, устроилась на работу в школу.

«Когда я пришла, директор с порога сказала, что мне дадут третий класс. В школе острая нехватка учителей именно начальных классов. До меня с ребятами работал взрослый мужчина-педагог, но он, проучив детей полтора года, устроился директором в другую школу. Полгода в классе были замещающие учителя. Руководство было у такой же молодой учительницы, которая работала на два класса», — вспоминает уфимка.

Она признается, что первые полгода было невероятно трудно. В классе из 30 учеников большинство были мальчики. Активные, не всегда послушные и периодически срывающие уроки. Да и родители частенько подливали масла в огонь, высказывая свое недовольство.

«Да, по ночам даже плакала. И не хотела приходить на работу. Но как-то продержалась два года, выпустила класс и ушла. К тому же получала за все это копейки. А помимо того, что надо было детей воспитывать, сидела допоздна бумажки заполняла», — говорит женщина.

Сейчас она работает в частном детском центре и не жалеет, что когда-то приняла решение уйти из государственной школы.