— После смерти Лепы мы думали, что никогда больше не заведем леопарда, — рассказывает Людмила Ивушкина, директор зоогалереи в Иркутске. — Он умер в прошлом году, эту потерю весь коллектив тяжело переживал. Но вопреки всему обещаниям у нас появился малыш Мао! Так распорядилась судьба. Ему уже год. Мао все обожают, а особенно его братья — собаки породы сиба-ину Хонго и Такеши, с которыми он вырос. Людмила Ивушкина рассказала КП-Иркутск необычную историю Мао.
Скелеты в шкафу
Весной прошлого года зоопарк решил исполнить мечту — приобрести капскую бескоготную выдру. Пять лет назад в галерее уже жила такая особь, но ее отдали. Так, договорились с московским зоопарком на обмен: сибиряки столичным коллегам самку леопарда, а они нам — заветную выдру. Дело за малым — найти дикую кошку. И вот удача: в соседнем регионе, как раз родились детеныши леопарда. Девочку и решили забрать.
— Малышка не должна была у нас загоститься. Предполагали, что останется всего на пару дней, — рассказывает Людмила. — Этого времени хватило бы на оформление документов для поездки и передачи, прививки. Но когда получили двухмесячного котенка и передали ветеринарам, открылся сюрприз. Оказывается это мальчик! И у малыша, как оказалось, были большие проблемы со здоровьем.
У леопарда не видит один глаз из-за сильного вывиха, который произошел либо при рождении, либо еще в утробе. Он словно смотрит вовнутрь. Исправить дефект никак нельзя, операции в таких случаях не делают. Кроме того, у леопарда имелись нарушения координация движения, скелет развивался неправильно.
— Малыш изучал мир, он любознательный, как и все дети, непоседливый. Хотелось смотреть по сторонам. Но из-за своих особенностей, сделать это ему было непросто. Поэтому голову мог повернуть только вбок, — дополняет Людмила. — Чтобы облегчить жизнь котенку, носили его на руках и пытались зафиксировать правильное положение головы. Не получалось!
Не надеялись, что выживет…
Еще одна проблема вскрылась у Мао. И это стало настоящей угрозой для жизни котенка — паразиты, а именно глисты.
— Вы бы видели, как у него был раздут живот, — говорит директор зоогалереи. — Врач сразу сказала, что у него паразиты. Причем нескольких видов сразу! Мы начали аккуратно глистогонить. Боялись, что Мао этого не переживет, но он справился. В таком состоянии и не могло идти речи о транспортировке животного куда-либо. Ведь он бы ее просто не пережил. Да, и с коллегами из Москвы мы договаривались на самку.
А когда здоровье леопарда стабилизировалось, сотрудники зоопарка поняли, как сильно привязались к детенышу. Естественно, о передаче его уже речи не шло. Свой! Тогда и кличку придумали — Мао. Имя выбрали не просто так: от одиночества малыш постоянно громко и четко кричал М-а-о. Оставалось еще одно но:
Новая мама и братья
— Мао приехал к нам совсем диким: шипел, показывал зубы, не давал потрогать себя, — говорит Людмила. — Чтобы социализировать малыша, решили подсадить его к собаке сиба-ину по кличке Мира, которая ощенилась пару недель назад. Раньше она вынашивала чужих щенков, но других животных — никогда! Мы были так счастливы, когда Мира приняла Мао, как своего. Даже подпустила к груди и кормила. Но милее всего было наблюдать, как подружились щенки с Мао. Просто не разлей вода!
Но через пару недель пришло время отдавать щенков новым хозяевам, ведь они выводились на продажу. А Мао нужно было перевозить в отделение зоогалереи на Фортуну, так как именно там находился подходящий вольер. Но животные не смогли друг без друга. Леопард вообще отказался от еды и перестал двигаться. Тогда зоологи сняли с продажи двух щенков Хонго и Такеши. С ними Мао подружился.
— Сейчас они втроем живут на Фортуне, — рассказывает Людмила Ивушкина. — Душа в душу! Правда, Хонго и Такеши в силу характера породы иногда могут подраться из-за куска мяса. Но между собой, а не с Мао. Расселять их не собираемся. Но если они вырастут и перестанут уживаться, конечно, сделаем все для их удобства и комфорта.