Новосибирский областной суд поставил точку в спорах — украла ли 45-летняя мигрантка Айнагуль Борбуева 7 миллионов рублей. Ее дело прогремело на всю страну своей неоднозначностью. Напомним, Айнагуль приехала в Новосибирск из Киргизии, работала уборщицей, в ноябре 2021 года шла на работу и увидела на улице бесхозную сумку — чехол из-под ноутбука. Камеры наблюдения сняли, как мигрантка подбирает ее, заглядывает внутрь и забирает с собой.
Через несколько дней после этого в полицию пришел бизнесмен Дмитрий Лисивцев*. Рассказал, как отдыхал в ресторане в компании друга-юриста, вышел из заведения пьяным, вызвал такси, а на улице оставил сумку, и было в ней… 7 миллионов рублей! Деньги эти он якобы получил от продажи машины, половины доли квартиры и еще одной однокомнатной квартиры в Новосибирске.
За Айнагуль пришла полиция, та не отпиралась — сумку взяла, но денег в ней не было! Так как она иностранка, ее тут же отправили в СИЗО, обвинение серьезное — «Кража в особо крупном размере», это до 10 лет колонии.
Далее — суд. На нем бизнесмен вел себя странно, например, просил строго не наказывать уборщицу (а она же украла у него целое состояние!). Позже выяснилось, что Лисивцев по самую кепочку увяз в долгах. И, вот совпадение, должен кредиторам 6 320 558 рублей 27 копеек. «Ввести процедуру реализации имущества должника», — постановил арбитражный суд в отношении бизнесмена. Вот только взять с него почти нечего. От недвижимости-то он избавился. Понимаете, какая ситуация? Жилье продал, а деньги украли. Отдавать нечего.
— Сославшись на кражу 7 миллионов и уголовное дело, можно объявить себя банкротом. Что Лисивцев и сделал, — говорит адвокат Айнагуль Абдилазиз Бадалбаев.
Айнагуль на всех заседания твердила, что денег в сумке не было, успешно прошла полиграф. Районный суд, кажется, сам сомневался в ее виновности. Иначе как объяснишь, что по крупной краже назначил мизерный срок — 2,5 года колонии. Но уборщица обжаловала и этот приговор.
— Я нашла сумку, но я не видела денег. Я уповаю на Бога, Бог все видел, — говорила сегодня на апелляции она.
И вот Новосибирский областной суд поставили точку. Там решили, что женщина совершила кражу, ведь, действительно, мигрантка подобрала на улице чужую вещь, унесла ее к себе, присвоила, не пыталась найти владельца сумки. Но вот то, что в сумке были миллионы, никем не доказано. А значит, какая тут колония? Штраф в 60 тысяч и то, при условии, что уборщица уже 2 года сидит в СИЗО, его сняли.
— Избранную меру пресечения отменить, освободить из СИЗО, — зачитала судья. Айнагуль выслушивала это решение через видеосвязь, сидя в изоляторе. Но все равно на весь зал было слышно, как она рыдала.
А что касается Лисивцева, то его заявление о краже 7 миллионов суд постановил снова изучить полицейским, на этот раз внимательно. И если деньги действительно украли, то их найти. А если денег не было, то в колонию может поехать уже сам бизнесмен — за ложный донос ему будет грозить до трех лет колонии.
— По сути — в приговоре осталась только сама сумка и то она не стоит тех денег, которые идут в деле. Они взяли цену подобной сумки в 8 тысяч рублей с «Авито». На самом деле она дешевле. В любом случае суд усмотрел здесь менее тяжкий состав преступления, — сообщила КП-Новосибирск еще один адвокат мигрантки Наталья Коломбет.
— Могут ли Айнагуль депортировать, как она выйдет из СИЗО? Она ведь гражданка Киргизии.
— Нет, она уже отбыла наказание, даже с лихвой, человек считается не судимым. К тому же у нее регистрация была на момент задержания. У Айнагуль здесь семья — муж гражданин РФ, несовершеннолетний сын — тоже гражданин РФ, который заканчивает русскоязычную школу. Завтра ее выпустят из СИЗО, после чего ей должны продлить вид на жительство.