А на вопрос, что будет с предпринимателями, которые откажутся менять вывески, заместитель председателя комитета по ТЭК, ЖКХ и окружающей среде городской Думы Дмитрий Оберемченко ответил, что их будут рассматривать соответствующие структурные подразделения администрации.
О безобразной ситуации с вывесками в кубанской столице говорят давно. Еще три года назад ее обсуждали и депутаты Законодательного собрания края. Тогда было отмечено, что большинство билбордов и вывесок — на иностранном языке, а также заявлено о необходимости с этим бороться. Но до конкретных шагов дело не дошло. Зато теперь власти столицы казачьего региона перешли к конкретным действиям. Чтобы решить проблему, они намерены штрафовать нарушителей и тщательно согласовывать установку рекламных конструкций.
На прилавках некоторых станичных магазинов, что называется, мышь повесилась, а название написано на английском.
До этого русифицировать вывески предлагал мэр Краснодара Евгений Наумов. В феврале он обратил внимание, что в городе чересчур много рекламы на иностранных языках и счел это непатриотичным. «В Лондоне и Вашингтоне, наверное, нет 90 процентов вывесок на русском языке. Проработайте этот вопрос», — дал поручение глава муниципалитета подчиненным.
Три месяца шла кропотливая работа. Причем изменения в Правила благоустройства вносились с учетом пожеланий жителей, которые высказывались на публичных слушаниях. И вот на 57-м заседании гордумы были утверждены внесенные изменения. Мэр Евгений Наумов в своем Телеграм-канале назвал это знаковым событи-ем. «Объем изменений серьезный», — написал он.
И это действительно так. Депутаты поддержали запрет на оформление вывесок на иностранных языках, за исключением зарегистрированных товарных знаков. Кроме того, внесены изменения, определяющие требования к размеру и размещению вывесок на фасадах офисных зданий, торговых центров и многоквартирных домов, а также к шрифту и цвету нанесенных на них надписей.
Изменения вступят в силу уже с первого сентября и коснутся в том числе вывесок, остановок и нестационарных торговых объектов. Владельцы магазинов, находящихся в границах исторического центра города и на магистральных улицах, должны будут привести внешний вид объектов в порядок до первого марта 2024 года, остальные — до первого сентября 2024-го.
Использовать иностранный логотип или надпись в названии могут только те компании, которые зарегистрировали это слово в качестве товарного знака. По мнению Евгения Наумова, обновленный документ позволит привести архитектурный облик краевой столицы к единому стилю.
Главный архитектор Краснодара Артем Соломатин рассчитывает, что предприниматели с пониманием отнесутся к решению властей.
— Нужно ценить и уважать собственную культуру, думаю, бизнес нас в этом поддержит, — сказал он в разговоре с корреспондентом «РГ». — Времени для наведения порядка вполне достаточно. По нашим подсчетам, для небольших компаний затраты составят 10−15 тысяч, для крупных — до 100 тысяч рублей.
Итак, менять вывески придется не всем. Если иностранное название латинскими буквами и логотип зарегистрированы как товарный знак, то их можно оставить. Не попадают под запрет и западные бренды. А вот от написания названия фирмы латиницей вместо кириллицы придется уйти. Впрочем, большинство местных предпринимателей проблемы в этом не видят. Так, известный в городе стилист Алексей Стрига считает, что его говорящая фамилия на кириллице будет смотреться ничуть не хуже, чем на латинице.
— Я в Москве проводил мастер-классы, когда депутаты принимали решение, но уже дал команду начать работу по замене логотипов, — говорит он.
Краснодарские инициативы оценили и в столице. «Технически не представляю, как можно все вывески поменять, но если в Краснодаре этого добьются, то прекрасно», — сказала в разговоре с журналистами председатель комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская.
Идею со сменой иностранных названий в России она продвигает достаточно давно. Но перейти на русские депутат предлагала к 2025 году, когда появятся нормативные словари. Краснодарцы не стали дожидаться выхода нормативов, став пионерами в этом деле. Депутаты рассчитывают, что жители их поддержат.
Мнение
Александр Шипулин, председатель Ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств Кубани:
— Я фермер в четвертом поколении, мои деды и прадеды основали хутора в окрестностях станицы Уманской, где живу вместе с детьми и внуками. Но по работе часто приходится бывать в Краснодаре. И очень огорчаюсь, когда вижу заполонившую город рекламу на иностранном языке. У нас такой богатый язык, а мы его поганим. Самое печальное, что и станицы берут пример со столицы Кубани. На прилавках некоторых сельских магазинов, что называется, мышь повесилась, а название торговой точки написано на английском языке. У нас свой, родной, язык, замечательный. И нужно его беречь от всякой иностранщины.