Старая добрая квитанция от Петроэлектросбыта, по которой петербуржцы в течение многих лет оплачивали потребленную электроэнергию, начала «разбухать» с мая 2021 года, когда в этот документ, помимо счета за электричество, включили начисления за капитальный ремонт. Именно они оплачиваются в Петербурге хуже всего, и число лицевых счетов, по которым числятся долги, по данным на начало 2023 года, превышает 500 тысяч. Очевидно, по мысли властей, отличающаяся большей «дисциплинированностью» оплата электричества, которое легче всего отключить должникам, могла бы подтянуть и собираемость взносов на капремонт.
В 2022 году в квитанции Петроэлектросбыта появился новый «жилец» — отвечающий за сбор и утилизацию твердых бытовых отходов Невский экологический оператор (НЭО). Счета за мусор с этого момента приходится оплачивать вместе с электричеством и капремонтом. Правда, в личном кабинете на сайте Петроэлектросбыта сохранялась возможность отдельно заплатить за электричество. Для отдельной онлайн-оплаты капремонта и услуг по вывозу мусора некоторое время приходилось идти на сайты Фонда капремонта и НЭО соответственно.
В январе 2023 года на базе Петроэлектросбыта и ВЦКП «Жилищное хозяйство», отвечавшего за выставление счетов в большинстве петербургских домов, был создан Единый информационно-расчетный центр Санкт-Петербурга (ЕИРЦ СПб). Главной задачей новой организации было провозглашено объединение всех жилищно-коммунальных услуг в одну квитанцию, а также «обеспечение прозрачности взаиморасчетов между жителями и ресурсоснабжающими организациями». Вскоре в новых квитанциях от ЕИРЦ СПб появились начисления за отопление и горячую воду, поставщиками которых являются теплоэнергетические компании. С мая в единых квитанциях прописалась строчка «телетрансляция», в ней отражаются начисления одного из поставщиков ТВ-услуг — «Ростелекома». Ранее эта и другие услуги отражались в так называемых розовых квитанциях, которые рассылал ликвидированный ВЦКП.
Да и сама «розовая» квитанция, которую получают более 1,3 миллиона абонентов, скоро прикажет долго жить. Первыми вместо нее единый платежный документ от ЕИРЦ СПб получат в июне жители одного из самых густонаселенных районов Санкт-Петербурга — Калининского. В ЕПД будут включены все начисления за содержание жилого помещения и коммунальные услуги. Как считает гендиректор ЕИРЦ Денис Шабарин, взаимодействие собственников жилья с ресурсоснабжающими и управляющими организациями «станет понятнее и проще».
Однако далеко не всех петербуржцев успокаивают эти слова. Во-первых, некоторых горожан как раз не вполне устраивает необходимость единовременно выкладывать крупную сумму за все жилищно-коммунальные услуги. Многим гораздо удобнее платить за отдельные услуги постепенно, по частям, в зависимости от получения доходов в течение месяца. Во-вторых, судя по обращениям читателей в «РГ», непонятна ситуация для тех, кто до сих пор получал не «розовые» квитанции ВЦКП (за обслуживание от городских ЖКС), а платежки от частных управляющих компаний и ТСЖ.?Перейдут ли эти квартиры также на единую квитанцию ЕИРЦ СПб или продолжат получать две квитанции, как сейчас? Кроме того, люди опасаются, что в процессе передачи полномочий по выставлению счетов могут возникнуть двойные начисления, когда за одну и ту же услугу предложат заплатить сразу в двух квитанциях, старой и новой — как можно это отследить и к кому обращаться, если такое произошло?
В ответе на запрос «Российской газеты» в пресс-службе Единого информационно-расчетного центра Санкт-Петербурга пояснили, что в ставшем «пилотным» Калининском районе переход на единый платежный документ вместо «розовой» квитанции коснется только жителей многоквартирных домов, находящихся под управлением жилкомсервисов. «Изменения не коснутся тех жителей, которые получают квитанции от частных управляющих организаций», — уточнили в ЕИРЦ СПб. Аналогичный подход будет применен и для других районов, по мере их перехода на ЕПД.
Для тех, кто по каким-то причинам не готов заплатить по единой квитанции сразу за все услуги и хочет разбить платежи на части, в организации внедрили систему «клиентского расщепления». В личном кабинете на сайте ЕИРЦ необходимо снять галочки с тех услуг, по которым потребитель решил отложить платеж на более поздний срок. При оплате через клиентские офисы посетителю надо сообщить консультанту, какие именно услуги он желает оплатить. И денежные средства распределятся строго по выбранным услугам.
Чтобы избежать ошибочных двойных начислений, как заверяют в ЕИРЦ, была проведена доработка расчетных систем объединившихся организаций (Петроэлектросбыт и ВЦКП). «Как раз с целью минимизации ошибок было принято решение объединять начисления в ЕПД по районам. Это позволит отследить отклонения и избежать технических ошибок. Однако если у потребителя возникли вопросы, то он может обратиться в бухгалтерию ЖКС, если вопросы по начислениям за период до перехода на ЕПД, а если уже после объединения, то в любой из наших клиентских офисов», — рассказали в ЕИРЦ СПб.
Вслед за Калининским районом единые квитанции начнут поступать жителям Фрунзенского и Выборгского районов, а завершить переход всех районов Петербурга на ЕПД планируется до конца 2023 года. Однако если в процессе перехода возникнут сложности, которые могут негативно повлиять на расчеты, сроки смены формата будут увеличены.