Кубанские казаки чтут традиции своих предков. В современных семьях казаков, как и сто, и двести лет назад, принято уважать старших, заботиться о младших, кубанские свадьбы гуляют по особым правилам, а отношения супругов строятся по заветам предков. О том, как жили семьи казаков в Кубанской области в XIX и XX столетиях, и какие традиции предков сохраняются в настоящее время, заместитель заведующего Научно-исследовательским центром традиционной культуры ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор» Василий Воронин рассказал ИА KrasnodarMedia.
— Если говорить о семье на Кубани и семейных традициях казаков, то это огромная тема для изучения фольклористов, демографов, историков, этнографов, исследователей культуры, — объясняет Василий Воронин. — На Кубани в каждой станице есть свои традиции, ритуалы, обычаи, отличные от других. Сотрудники нашего научного-исследовательского центре регулярно отправляются в фольклорные экспедиции в районы Краснодарского края, чтобы собрать информацию о том, как жили в регионе в царской России и в Советском Союзе. Мы планируем издать многотомное издание «История, этнография и фольклор Кубани» (12+). Уже вышло пять томов, каждый — посвящен отдельному району края. В каждом — иллюстрации, фотографии, сборники песен и информация о традициях. Представьте, какой богатый материал для изучения!
В этнографические экспедиции сотрудники научного центра при Кубанском казачьем хоре выезжают ежегодно с 1990 года. Причем не только на Кубань, но и в регионы, которые ранее входили в состав Кубанкой области — районы Карачаево-Черкессии, Адыгеи и Ставрополья. За три с лишним десятилетия работы удалось собрать, записать огромное количество материалов, которые позволяют выделить общие казачьи традиции, характерные для кубанского казачества.
— Для Кубани до революции были характерны малая и большая семьи, — рассказывает Василий Воронин. — Малая семья — это двухпоколенная семья, которая состояла из родителей и детей. Экономически это была не очень выгодно. Чтобы подготовить казака на службу, требовались средства. А если в такой семье казак уходил на службу или на войну, то, как говорили казаки в старину, «в хате поселялся паук», то есть приходила бедность. А вот большие семьи, в которых жило сразу три-четыре поколения, были более крепкими, экономически устойчивыми. Если казак уходил на войну, то о его детях и супруге заботились родные. Многопоколенные семьи жили «всем скопом». Характерной чертой кубанских семей была многодетность. Часто у отца было три-четыре сына. На каждого мужчину давался земельный надел, рабочих рук, чтобы обрабатывать землю, хватало. На полях работали не только сыновья, но и невестки, внуки, а иногда и правнуки. В больших семьях иногда проживало в одном большом доме до 40 человек.
Главой семьи у казаков всегда был мужчина — дед или отец. Он распоряжался деньгами, материальными средствами, решал, кому и чем заниматься. В большой казачьей семье у сыновей и невесток в распоряжении обычно не было денег — все отдавалось в общую казну. Супруга главы семьи — «свекровка» или «мама» распоряжалась продуктами, определяла, кому и что надо купить из одежды и обуви. В семье царили строгие патриархальные устои, подчинение старшим младшими. Если сын ослушался отца, то глава семьи мог наказать непослушника плетью.
— Большая семья могла разделиться на малые, — добавляет Василий Воронин. — Раньше было выражение: «Отпрыгнуть от батьков». Обычно всей семьей строили для старших сыновей свои дома, чтобы они могли отделиться и жить отдельно со своей семьей, а младшие оставались доживать с родителями. Чаще всего им доставалось наследство.
Судя по рассказам пожилых казаков и казачек, воспитанием в семьях казаков на Кубани занимались бабушки и дедушка, а также старшие дети. Не случайно старшую сестру в семье называли няней. Пожилые женщины и девушки в большой семье чаще всего занимались хозяйством, выполняли функции повара, уборщиц, портних.
— Представьте себе, сколько усилий стоило накормить большую семью, — говорит Василий Воронин. — Сколько надо стоять у печи. Как-то я спросил у одной из респондентов, с которыми беседовал в ходе экспедиции, что ели на завтрак в ее семье, в которой было 18 человек. Она сказала, что могли есть блины. Представьте, сколько надо было напечь блинов, чтобы накормить 18 человек?
Как вспоминают пожилые кубанцы, раньше девушку замуж брали, если были уверены, что она хорошая хозяйка: умеет работать и у печи, и на поле. Выбором невест для молодого человека занимались его родители. Перебирали «до седьмого колена». Важным было происхождение девушки — из семьи казаков она или нет, пьют ли родственники, нет ли хворых и слабых среди родственников.
— Порой замуж девушек выдавали за женихов, с которыми они ранее и знакомы не были, — говорит Василий Воронин. — Бывали случаи, когда будущие супруги знакомились непосредственно перед венчанием. Существовал обряд сватовства по шапке: сваты приходили с головным убором жениха. Тут невесте и ее родителям приходилось вслепую решать — судили о состоятельности жениха по тому, сколько может стоит такой головной убор.
Пожилые кубанцы рассказывают, что молодые девушки у казаков в старину были вовсе не бесправными. Последнее слово о замужестве было все-таки за ними. Если девушка решалась выйти замуж, в том числе после сватовства по шапке, то отрезала кусок от хлеба, принесенного сватами, таким образом давая согласие на брак. После обряда сватовства начинали готовиться к свадьбе. Обычно на Кубани молодых женили осенью, после Покрова Пресвятой Богородицы — 14 октября. Реже свадьбы проводили зимой после Рождества.
— У нас в каждой станице на Кубани были свои свадебные обряды, — объясняет сотрудник научного центра. — Раньше все делалось по правилам. Сначала проходило сватовство, затем готовили одежду, проводили вечерки для молодежи, девишники. Сама свадьба длилась пять-семь дней. Из важных элементов стоит выделить: свадебные караваи, шишки — маленькие булочки, которые невеста раздавала в качестве приглашения на свадьбу или во время свадебного торжества. На саму свадьбу приглашали не всех. Были гости приглашенные и неприглашенные — «запорижцы», которые стояли за порогом и просто пришли посмотреть на гостей, да на невесту.
Как выяснили сотрудники научно-исследовательского центра, на Кубани до сих пор соблюдаются некоторые свадебные традиции. Конечно, они претерпели большие изменения, часть из них безвозвратно утеряна.
— Очень сильно пострадал фонд свадебных песен, — уточняет Василий Воронин. — Сейчас свадебные песни практически не поют, а еще столетие назад каждый свадебный этап сопровождался своей песней, шуточными диалогами. Это все уходит из жизни со старшим поколением. Но некоторые традиции продолжают жить. Например, во многих станицах до сих пор на свадьбы пекут караваи и шишки. В Павловском районе каравай даже в печи пекут, как далекие предки. На второй день свадьбы в станицах по-прежнему катают родителей на тачке, стараются их уронить в лужу. В некоторых станицах, как и столетие назад, если выдают замуж или женят последнего холостого ребенка, то забивают кол — на воротах выкапывают ямку, наливают воды и ставят кол, который пытаются забить гости. Вода при этом выплескивается.
Согласно документам, разводов на Кубани до революции практически не было. Расторгать брак разрешалось, но делали это казаки крайне редко. Закон предполагал развод при условии отсутствия у семейной пары детей. По чьей вине — не выясняли, да и не было такой возможности. Развод в любом случае был позором, как и рождение ребенка вне брака.
— Замуж в казачьих семьях выдавали с 16 лет, женились казаки с 18 лет, — рассказывает этнограф. — Ранние браки не приветствовались. Если уж молодые женились, то жили вместе, воспитывали детей, даже если поначалу друг друга не любили. Вернуться к родителям молодой супруге было нельзя. Женщины были ограничены в правах, на них не выдавался земельный надел. Если казак погибал, то в большой семье вдова могла оставаться жить с родителями мужа или с приданым выйти замуж снова. Обычно вдовы выходил замуж за вдовцов.
До революции в казачьих семьях на Кубани царили домостроевские порядки. Казачки, хоть и заправляли домом, но мужу старались не перечить. Существовал ряд правил и обрядов, которые жены казаков строго соблюдали.
— Например, жена была обязана открыть калитку и ворота, когда муж приезжал, — говорит Воронин. — В советское время в некоторых станицах женщины сами открывали ворота, если муж приезжал на машине. Казаки раньше не занимались женским трудом — стиркой, глажкой, приготовлением пищи, а хозяйки не выполняли мужские виды работ, касающиеся ремонта инвентаря, лошадей. Пословица была такая: «Без хозяйки дом плачет, без хозяина — подворье». В старину родителей дети у казаков называли только на «вы»: «Вы, маманя, позавтракали, Вы, папаня, когда на поля собираетесь?». Сейчас многое меняется, одно остается неизменным в казачьих семьях — уважение между супругами, между членами семьи, уважение к традициям. Старинные обряды, правила передаются из поколения в поколение. Кроме того, современные казаки заинтересованы в сохранении и возрождении традиций! Наш научно-исследовательский центр работает на сохранение казачьей культуры. Пусть не все обычаи и правила казаков перейдут в будущее, но информацию о них мы постараемся сохранить для потомков.