(Город Казань KZN.RU, 7 июля, Татьяна Марюхова). В самом разгаре жаркая пора для выпускников старших классов — сдача государственной итоговой аттестации и поступление в учебные заведения следующего уровня образования. В этом году в столице Татарстана ее участниками стали почти 19 тысяч учащихся. Специалист психологической службы «Таяныч» Елена Муллагалиева рассказала порталу KZN.RU, как школьникам справиться со стрессом и экологично для себя оценить результаты экзаменов, что может сделать для этого психолог, а также как подросткам перестать бояться взрослой жизни и спланировать свое будущее.
«Мы — не школьные психологи, мы не знаем отметок детей или их каких-то проступков».
Как показывает практика, школьники обращаются к психологам реже, чем студенты. Это связано с тем, что они недостаточно осведомлены о возможности посещения специалиста. К тому же, есть и страх осуждения. Несмотря на это, тема экзаменов — популярный запрос посетителей центров поддержки.
Елена Муллагалиева считает, что психологи вне стен школы — это специалисты с другой задачей. «Мы те люди, которые могут именно обучить методам и способам саморегуляции, которые уже в дальнейшем можно использовать на экзаменах или в любой стрессовой ситуации. Подростки не имеют четкого понимания, что они могут обратиться за помощью к нам, мы не знаем отметок детей и не будем о них спрашивать, а тем более о каких-то их проступках», — рассуждает специалист.
При посещении психологов также есть страх осуждения — он имеется на первых сеансах. Вместе с этим, после прохождения терапии и обсуждения произошедшего с друзьями это становится «модным занятием в этой компании».
«Конечно, если речь идет о терапии, специалист может помочь ребенку только в том случае, если работа начала проводиться до экзаменов. Когда человек спокоен, он явно лучше запоминает, лучше контролирует себя и усваивает информацию. Специалист работает с уверенностью в себе, с самооценкой, с вопросом мотивации сдачи экзаменов — она есть у каждого, просто вопрос в ее направлении. Кто-то хочет успешно сдать экзамены, чтобы поступить по специальности, кто-то порадовать близких или себя, а для кого-то это некий азарт», — сказала спикер.
Какие распространенные эмоциональные реакции во время сдачи экзаменов и после получения результатов?
Среди них — страх незнания, тревожность и замирание. Справиться с этим ребятам могут помочь методы регуляции. Специалисты утверждают, что их необходимо изучать до начала экзаменов, а не пытаться выучить их за день до начала аттестации. Наряду с умственной подготовкой к предстоящей сдаче экзаменов важно готовиться и психологически.
Елена Муллагалиева рассказала о двух действенных методах саморегуляции — заземление, который позволяет настроить контакт внутреннего состояния и того, что происходит снаружи человека.
«Осознание своего тела, чувствование конечностей или, например, темпа дыхания, положения спины. Если человек обладает телесной осознанностью, то в его теле просто не будет тревожности — ей будет негде разместиться, закрепиться. И, когда все спокойно — человек может и креативность включить, и сочинение хорошо написать, и выполнить какие-то другие задачи».
Второй метод называется в психологии «метод пяти». Он заключается в том, что необходимо найти пять предметов белого цвета вокруг себя, после четыре звука, три предмета и почувствовать их тактильно, два запаха. В конце этой практики можно сделать глубокие спокойные вдох и выдох, после чего приступить к выполнению задания.
Как необходимость получения высоких результатов экзаменов может повлиять на психологическое состояние?
Специалист психологической службы «Таяныч» считает, такое желание может повлиять в худшую сторону или дать демотивирующий эффект. Подростку необходимо выстроить такой режим жизни, который позволит держать себя в приятном оптимальном состоянии. Только в этом случае подготовка к экзаменам будет эффективной, а тревога о конечном результате будет постепенно уходить.
«Когда к тому, что экзамен нужно хорошо сдать, добавляется еще дополнительная нагрузка в виде ожиданий от родственников или же себя самого. То есть, возможно, ребенок думает, что родители будут ругаться или давить, или что-то другое. Здесь важно немножко отвязаться от конечного результата и посвятить все внимание процессу: посещать консультации для подготовки, выстроить режим сна, еды и питья», — считает она.
Еще важно уметь защитить свои личные границы, в том числе перед родственниками и сверстниками. «Такое умение во многом облегчает жизнь. Они на то и личные, что в прямом смысле оберегают личность от всего, что происходит вокруг — от сверстников до обстановки в мире или плохой погоды. Это и про ответственность, и хорошее ощущение себя», — ответила психолог.
«Классно правильно уметь подростка “вернуть на землю” в его мечтаниях, но при этом направить его».
Важная составляющая успеха после школы — понимание того, кем ты хочешь быть, какую профессию хочешь получить и где планируешь обучаться. Вопрос профориентации популярен не только среди подростков, но также и взрослых людей. Самый первый способ помощи себе разобраться в этом — найти подходящего специалиста и выяснить, кем ты хочешь быть.
Родителям важно уметь направлять ребенка, рассказывать о взрослой жизни и давать самостоятельно выполнять какие-то обязанности, а также не забывать разговаривать с детьми об их будущем.
«Классно подростков в их мечтаниях уметь правильно “вернуть на землю”. Кто-то, например, говорит: буду творить, петь, рисовать и мне будут за это платить. И встречным вопросом я уточняю, знает ли он, где этому обучают? На что ребята отвечают, что не знали, что этому вообще нужно учиться. Когда я слышу этот ответ, то начинаю работать с мотивацией клиента и разбираю с ним, в каком направлении он хочет двигаться по жизни», — поделилась Елена Муллагалиева.
В отделениях психологического центра «Доверие» организованы специальные клубы общения, которые могут посетить все желающие. Зачастую на такие встречи приходят с запросом к специалисту, поэтому это хороший способ познакомиться с собой. Мы даем участникам обратную связь, в том числе по тому, как он ведет себя в группе, какие у него есть особенности в поведении и какую роль (лидерскую или же наоборот — командную) он исполняет на встрече, пояснила психолог.
Как ребенку побороть страх взрослой жизни?
«Безусловно, важно, чтобы каждый человек проходил этапы взросления постепенно. Они могут отличаться у разных людей ввиду психики, происходящего в жизни, окружающей среды или общества. Взрослеть нужно всем, но проходя все этапы этого процесса», — говорит специалист психологической службы «Таяныч».
Елена Муллагалиева считает, что периоды «легкой безбашенности» полезны в жизни с точки зрения взросления и развития личности. «Может быть, важны такие периоды, когда ты решаешь не сдать контрольную или какой-то экзамен. После произошедшего, когда предстоит наверстать это, например, сдать работы, ты сможешь порассуждать, что для тебя было не совсем удобно, и в будущем твое мнение на этот счет поменяется», — сказала она.
Справиться со страхом взрослой жизни подросткам может помочь возможность найти «плюшки», которые будут для него ценны, и что ему интересно там (прим. ред. — во взрослой жизни).
«Конечно, взрослая жизнь — это ответственность, какие-то страхи, но там и больше свободы выбора и возможностей. Важно суметь показать ребенку вот эту оборотную сторону. Не бороться со страхами, а наоборот показывать, как это классно — смещать фокус внимания».
Напомним, сегодня в Казани функционируют десять отделений психологического центра «Доверие», которые расположены по всему городу. Ежегодно психологическую помощь в них получают 50 тыс. подростков и молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет.