По данным ГИБДД Новокузнецка, в городе произошло уже 25 дорожно-транспортных происшествий с участием электросамокатов. 18 человек травмированы, семь из них — дети. Казалось бы, изначально хорошая идея для улучшения мобильности людей в городской среде почему-то стала настоящим бедствием.
Больше развлечение.
Сейчас в Новокузнецке находится более 1200 самокатов, которые можно взять напрокат. Они разбросаны по всем районам города. Пользоваться ими просто — достаточно скачать мобильное приложение. Задумка вроде бы неплохая — повысить мобильность людей, чтобы они могли быстро и удобно попасть в нужное место. Без пробок на дорогах и толкучки в автобусах.
«Уже два месяца езжу на работу на самокате. Мне нравится. Если бы я добирался на автобусе, пришлось бы делать две пересадки, а потом идти пешком минут 10. А так доезжаю минут за 20», — рассказывает новокузнечанин Сергей Ильин.
Но таких историй немного. Для большей части горожан, в том числе и подростков, новое средство индивидуальной мобильности стало скорее развлечением. Сейчас, летом, во всех уголках города можно увидеть катающуюся молодёжь. Только вот, к сожалению, новое средство передвижения дали, а культуру управления им не привили. Отсюда и череда ДТП с новыми СИМами.
Не понимают опасности.
«Для нас электросамокаты — это головная боль. Как правило, люди не понимают всей опасности, которую они несут. Причём не только дети, но и взрослые. Чаще всего происходят наезды на пешеходов. Есть случаи столкновения двух электросамокатов и даже ДТП с участием автомобилей», — говорит начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД Новокузнецка Наталья Горбуль.
К сожалению, такие столкновения заканчиваются тяжёлыми травмами, так как на этом средстве передвижения человек никак не защищён. С начала года ГИБДД зафиксировала 25 ДТП, к ответственности привлечены 400 взрослых нарушителей. А сколько людей просто-напросто не обратились к инспекторам или врачам?
Это не игрушка!
«Дети воспринимают такое средство передвижения как аттракцион. Катаются по двое, а то и по трое, переезжают на нём дороги. Только в Центральном районе с начала сезона составили 57 протоколов за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. И что вдвойне плохо — в 10 случаях родители ехали вместе с детьми на одном самокате, — рассказывает начальник управления по социальному развитию территории Центрального района Елена Чечёткина. — Недавно сама видела, как папа ехал с трёхлетней девочкой. Это же ребёнок! Случись что — девочка отпустит руки и получит травмы!».
Недовольны и сами горожане. «Очень раздражают самокатчики. Идёшь по тротуару и оглядываешься, чтобы тебя не сбили. У нас ведь в городе практически нет велодорожек, а потому они едут там же, где идут пешеходы. В мае был случай, когда 13-летний водитель наехал на пожилую женщину», — возмущается новокузнечанка Екатерина Николаева.
С нарушителями борются на разных фронтах. Ежедневно по городу ездит экипаж ГИБДД, который наблюдает за тем, что происходит на улицах, и выявляет нарушителей. Порой экипажей несколько, патрулируют до глубокой ночи. Если ребёнок один, звонят родителям и просят приехать на место. Если взрослые не отзываются на просьбу, подростка могут доставить в отдел полиции.
«Каждый случай с ребёнком разбираем отдельно. Все дети из благополучных семей. И каждый ребёнок считал, что с ним ничего плохого не произойдёт. Хочу обратиться к родителям: следите за своими детьми и контролируйте их, объясняйте им правила дорожного движения и чем опасен электросамокат. Это далеко не развлечение и не игрушка!» — продолжает Елена Чечёткина.
«Во-первых, на самокате может перемещаться только один человек. Во-вторых, при пересечении проезжей части с самоката нужно сойти и перевести его через дорогу. В-третьих, всегда помнить, что дети до семи лет могут ездить только на пешеходных дорожках в сопровождении взрослого, — рассказывает Наталья Горбуль. — С семи до 14 лет — выезжать на велодорожки. С 15 лет можно ехать по проезжей части, но лишь в том случае, если рядом нет ни тротуаров, ни обочин, ни пешеходных или велодорожек. Нужно двигаться только по краю проезжей части. При движении по тротуарам нужно понимать, что приоритет всегда у пешеходов, необходимо контролировать скорость и не мешать движению людей».