Дело рассматривала судебная коллегия по административным делам Верховного суда.
В декабре 2020-го акимат столицы, руководствуясь заключением ОФ «Неправительственный экологический фонд имени Вернадского», перевел водный объект «группа озер Малый Талдыколь» в категорию земель населенного пункта. Впоследствии началась застройка отдельных участков. На них имеются объекты, введенные в эксплуатацию, где уже живут люди, а также возводятся иные объекты, в том числе социального назначения (школы, детсады и другие).
ОО «Коалиция корпоративных юристов “Aqiqat” оспорило в суде решения акимата, требуя признать незаконным бездействие ответчика по установлению водоохранных зон и полос, понудить их установить, считая Малый Талдыколь водным объектом.
Суд первой инстанции (СМАС) иск удовлетворил частично, обязав акимат установить водоохранные зоны и полосы на участках 6, 7 и 9. Решение о переводе этих участков в земли населенного пункта признано незаконным.
Однако апелляция изменила решение СМАС. Требования оставлены в силе только в части участка 7. По участкам 6 и 9 отменено.
«Aqiqat», обжаловав это решение в кассации, просил обязать акимат установить водоохранные зоны и полосы по всему Малому Талдыколю как водному объекту по проекту 2019 года.
Кассация, рассмотрев дело, оставила в силе постановление апелляционного суда.
«Коллегия Верховного Суда исходила из следующего: акиматом нарушена процедура перевода земель из одной категории в другую; любое строительство, особенно крупного мегаполиса, влечет неминуемое изменение ландшафта. В данном случае построенная кольцевая дорога вокруг Астаны, а также возведенные здания и сооружения, по мнению специалистов, делают невозможным приток поверхностных вод на озерах Малого Талдыколя. Что касается подземных вод, те же специалисты указали, что цикличный подъем их уровня будет отходить в реку Нура. Каких-либо очевидных угроз подтопления города ими не было озвучено; заключений специалистов о том, что озера исчезают не только из-за засыпки, но и в большей степени из-за естественных причин, отсутствия научно обоснованных доказательств о возможном возврате озер в прежнее состояние», — сообщили в пресс-службе ВС.
Отмечается, что кассация применила принципы административной юстиции, в том числе справедливости, разумности и соразмерности.
«Суд исходил из общественного интереса, а не интереса застройщиков. Такое решение обеспечивает баланс, с одной стороны, интересов жителей и тех, кто ожидает заселения, с другой — лиц, выступающих за сохранение водоема», — говорится в сообщении.
Доводы кассаторов о том, что госорганы не обеспечили надлежащий контроль, а застройщики действовали в нарушение закона, Коллегия не приняла во внимание, поскольку к ним истцы исковых требований не предъявляли. Тем не менее кассация вынесла в адрес правительства, Генеральной прокуратуры и акимата столицы частное определение о проверке законности проведения строительной деятельности, осуществляемой на территории спорных озер.