«Чтобы покончить с очередями к врачу, мы внедрили ЕМИАС и первый сервис системы — дистанционную запись к врачу, электронную регистратуру. Чтобы скорая быстрее приезжала на вызов, была модернизирована диспетчерская и установлена система ГЛОНАСС. Выездные бригады были оснащены мобильными навигационными устройствами, которые оперативно принимают вызовы. Чтобы избавить врачей поликлиник от бесконечной писанины, была создана электронная медицинская карта», — написал Мэр Москвы.
Цифровые сервисы не только удобны пациентам, но и реально повышают качество их лечения. Так, в пандемию компьютерное зрение помогло спасти тысячи жизней.
Сегодня единый цифровой контур объединяет электронные сервисы и большинство медучреждений столицы. Благодаря ему крупнейшие больницы отказались от бумажных форм и полностью перешли на цифру. Среди них Научно-исследовательский институт (НИИ) скорой помощи имени Н. В. Склифосовского и городская клиническая больница (ГКБ) имени В. В. Вересаева. До конца года по такому же принципу будут работать ГКБ имени В. М. Буянова, ГКБ имени С. П. Боткина, ГКБ № 15 имени О. М. Филатова, ГКБ № 1 имени Н. И. Пирогова и ГКБ имени С. С. Юдина. Остальные больницы планируют перевести в безбумажный режим в течение двух лет.
«И самое главное: от перехода в цифру в безусловном выигрыше окажутся пациенты, так как цифровизация помогает сфокусировать внимание врача на пациенте за счет высвобождения времени, которое тратилось на ведение бумажной документации», — отметил Сергей Собянин.
Благодаря цифровизации медики могут начинать работать с пациентом еще до приезда скорой. Приехавшая на вызов бригада заносит в систему все жизненные показатели больного, их видят специалисты в приемном отделении флагманского стационара. Кроме того, сервис автоматически выделяет пациентов, находящихся в критическом состоянии. Благодаря этому в больнице могут заранее собрать бригаду врачей, подготовить реанимацию или операционную. Это особенно важно, когда на счету каждая минута.
Для исследований и анализов в клинике пациенту больше не нужно носить множество сопроводительных бумаг. Медсестрам не приходится клеить их в историю болезни, вести журналы учета, заполнять направления.
В «цифровой» клинике медсестры обходят палаты с манипуляционным столом, оборудованным цифровым устройством, подключенным к ЕМИАС. Постовая медсестра на планшете фиксирует показатели состояния здоровья пациентов во время обходов и проставляет отметки о выполнении назначений врача и выдаче лекарств.
Отсканировав браслет пациента, на экране можно увидеть все назначенные процедуры. При заборе крови медсестры сканируют код на пробирке, а результаты исследований автоматически попадают в цифровую историю болезни. Достаточно проставить галочки в планшете. Реанимационных медсестер освободили от переписывания показателей с оборудования в карты, они автоматически видят нужную дозировку лекарства. Работа, на которую уходило до 30 процентов времени медперсонала, теперь занимает секунды.
«В условиях высокой напряженности работы отделений реанимации каждая освобожденная минута времени — это еще одна минута заботы и индивидуального подхода к пациенту», — добавил Мэр Москвы.
Меняется и процесс врачебного обхода. Докторам не нужно носить стопку медицинских карт, все данные о каждом пациенте есть в планшете в режиме онлайн. Врачи и медсестры сами помогают настраивать систему, выбирая, какие данные необходимо вывести на главный экран. Даже если результаты анализов придут за минуту до обхода, врачу они будут доступны онлайн.
Кроме того, цифровизация позволила пересмотреть некоторые управленческие процессы в клиниках. Это касается, например, транспортной службы. Раньше медсестрам приходилось по телефону вызывать службу для перемещения пациента в другой корпус. Новый цифровой сервис позволяет мгновенно отправить заявку и контролировать процесс в электронном виде. Это сделало логистику более прозрачной и оперативной.
Персонал клиник смог отказаться от многих старых способов ведения медицинской документации. Цифровизация позволила пересмотреть более 50 журналов: часть перевели в электронный формат, часть исключили. Исчезают и огромные папки для оформления листков нетрудоспособности — вся выписка происходит в электронном виде.
Руководство больниц благодаря цифровизации получило возможность оперативнее принимать многие решения. Онлайн-формат облегчил анализ и контроль динамики поступлений пациентов, время их нахождения в клинике, соблюдение стандартов оказания помощи и другие ключевые показатели работы.
Еще один важный момент — финансовая экономия и экологичность нового подхода. Семь московских клиник смогут избежать использования около 153 тонн бумаги в год. Это более 3,6 тысячи сохраненных деревьев, а также экономия примерно 70 миллионов рублей.
«Безбумажные клиники — не московское изобретение. Они работают и в других странах и городах. Но мы в Москве одними из первых в мире внедряем эти принципы во всех медицинских учреждениях. Это невероятно сложно, но необходимо для решения главной задачи — повышения качества лечения людей», — написал Сергей Собянин.
Процесс цифровой трансформации будет продолжен. В планах — расширить информацию, к которой имеют доступ пациенты, а также активно вовлекать их в процесс лечения.