Живые краски Арзамаса. Как спасали Собор Воскресения Христова

Собор Воскресения Христова в Арзамасе — второй кафедральный собор Нижегородской митрополии, строили его в 1814—1842 годах исключительно на народные деньги.

И вот он обретает вторую жизнь — впервые спустя почти два века там завершили серьёзную научную реставрацию.

Почему арзамасский собор стал родным для реставраторов со всей России?

От куполов до подклета.

Работы шли два с половиной года всюду — от куполов до подклета. Трудились 500 человек. Заменили части стропильных конструкций, выполнили сплошную обрешётку кровли четверика (в храмовой архитектуре форму четверика имела основная часть здания храма и куполов. — Ред.), восстановили деревянный пол. Пять маковок собора увенчали новые резные дубовые кресты, покрытые медью, а поверх меди — сусальным золотом. Новая система отопления позволяет служить в храме круглый год.

Архитектурная реставрация фасадов спасла кирпичную кладку основания колонн — та была в аварийном состоянии.

Руки к собору приложили специалисты разного профиля из Москвы, Тулы, Владимира, Ярославля, Нижнего Новгорода: кровельщики, каменщики, штукатуры-маляры, лепщики. «На Руси всегда было принято, чтобы храмы строили всем миром, теперь и восстанавливают их так же. Особенно много работы было у лепщиков, — рассказал руководитель реставрационных работ, директор ярославской художественной мастерской “Реставратор” Денис Полищук. — Трудились они на огромной высоте и в сжатые сроки».

Сложно было реставрировать подклет (высокий цокольный этаж. — Ред.) собора. Как показали исследования, подклет ещё никогда не реставрировался. В советские годы там находились хозяйственные помещения, в аварийное состояние пришли кладка, своды и четыре подпорных колонны. Чтобы своды не рухнули, реставраторы срочно укрепили колонны бетонными конструкциями и только потом приступили к восстановлению кладки.

По меркам Патриарха Никона.

В отреставрированном подклете хозяйственных помещений больше не будет — там открывается расширенная экспозиция Музея русского патриаршества — единственного в России. Например, есть здесь антиминсы XVII века (так называли плат с вшитой частицей мощей, необходимый для совершения литургии. — Ред.), подписанные Патриархами Никоном, Иоасафом, а также первым нижегородским митрополитом Филаретом.

Есть в музее и более современные реконструкции облачений первого Патриарха Московского и всея Руси Иова, Патриарха Никона и других. Реконструируя облачения Патриарха Никона, создатели музея работали в Оружейной палате Московского кремля, они сняли мерки с подлинного облачения, которому почти 400 лет.

Воспроизводя патриаршее облачение, в Италии для него нашли производителей того самого бархата с рисунком, какой был у подлинного облачения. Парадоксально, но итальянцы с XVII века по сей день производят набойную ткань по старинной методике.

Химики под сводами.

Прежде чем приступить к реставрации внутреннего убранства храма, изучили массу архивных документов. Огромная удача: в Арзамасском историко-художественном музее сохранились фотографии росписей собора, датируемые 1925 годом. Это позволило кропотливо восстановить когда-то полностью утраченные элементы росписи.

Затем был химический анализ грунта и красочного слоя росписи. Стало ясно: основные композиции внутрихрамовой росписи исполнены в технике «ахроматическая (чёрно-белая) гризайль». Но арзамасские мастера, добавляя практически невидимые глазу другие краски, добились удивительного свечения чёрно-белой гаммы. Для вязкости красок они в XIXвеке использовали известковую воду и травяные отвары.

Часть росписи — например, центральный и четыре малых купола — выполнены маслом. Их довольно профессионально реставрировали в 1950 годах.

А в наши дни монументальную живопись в интерьерах собора восстановили на площади около 7000 квадратных метров. «При помощи специально разработанной техники нам удалось, убрав более поздние слои краски, грязи и пыли, открыть настоящую роспись работы учеников знаменитой местной ступинской школы Осипа Серебрякова и его сына Александра, — рассказывает заместитель директора по научной работе художественной мастерской “Реставратор” Татьяна Васильева. — Подлинная роспись фактически была скрыта от глаз около 100 лет!».

Реставрировали и уникальные иконы собора. По словам Татьяны Васильевой, 162 лика восстанавливали всего 14 мастеров. А ведь некоторые образа в высоту достигали трёх метров! Люди, чтобы уложиться в сроки, работали ночью и в выходные дни.

Со дна морского.

Выяснилось, что часть образов в храмовом иконостасе писал не кто иной, как основатель и руководитель первой в России провинциальной художественной школы в Арзамасе Александр Ступин. Есть предположения, что живописец имеет отношение и к росписи фронтонов храма.

Особая сложность для реставраторов состояла в том, что при создании образов для иконостаса арзамасские мастера когда-то использовали асфальтовые краски.

Асфальт добывали ни много ни мало со дна Мёртвого моря в Сирии. Смешивая его с другими компонентами, получали прозрачную краску красивого золотисто-коричневого тона. Она придавала живописи удивительную глубину. Неслучайно именно асфальтовыми красками писал свой шедевр «Лунная ночь на Днепре» и художник Архип Куинджи.

Однако у таких красок есть побочное действие: при температуре от 35 градусов тепла они будто «оживают» даже спустя века! «Оживали» волшебные краски за время запустения храма не раз, поэтому местами потекли. Реставраторы сейчас сумели исправить и это.

Великолепна деревянная резьба, обрамляющая врата алтаря, иконостас и некоторые иконы в храме. Ярославские мастера признаются: никогда и нигде не встречали такой тщательности, выразительности рисунка, пластики. Увы, утрачено в резьбе было очень многое…

Чтобы воссоздать её, современным мастерам пришлось по архивным документам делать инструменты тех лет. «Мы реставрировали росписи и убранство храмов XVI и XVII веков, но именно арзамасский собор заставил нас искать новые методики, подходы к работе. Он стал для нас родным. Очень надеюсь, что воссозданную красоту сохранят для потомков».

Кстати.

Нынешний Воскресенский собор возведён на месте старого каменного храма. Иконостас того храма в стиле итальянского барокко, датируемый приблизительно 1745 годом, перевезли в церковь села Степаново в 1814 году, начав строить Воскресенский собор.

Часть икон в этом древнем иконостасе в Степанове — середины XVIII века, часть — конца XIX — начала XX века. Уровень письма царских иконописцев, считают современные специалисты.

В степановском храме 16-метровый в высоту и 13-метровый в ширину иконостас в собранном виде простоял до наших дней. На нём даже остались следы сусального золота!

Сейчас сильно обветшавший иконостас сначала законсервировали, затем начали с ним сложные реставрационные работы: укрепили и воссоздали деревянную резьбу и авторскую живопись, осторожно собрали в правильной конфигурации.

74 образа древнего иконостаса отреставрировали в мастерских Нижегородской митрополии.

Справка.

Собор Воскресения Христова в Арзамасе начали строить в 1814 году в честь победы в Отечественной войне 1812 года по проекту уроженца Арзамаса архитектора Михаила Коринфского. Возводили величественный храм 28 лет на народные пожертвования. И именно народ после Революции 1917 года спас храм, не позволив новой власти его взорвать.

Патриарх Сергий (Страгородский), который был родом из Арзамаса, незадолго до кончины в 1944 году стал настаивать, чтобы в соборе возобновились богослужения. В 1947 году это разрешили сделать.

В советские годы в храме, кроме богослужений, совершался чин отпевания усопших, однако строго-настрого было запрещено крестить и венчать.

Реставрационные работы в соборе в 2021—2023 годах стали частью развития паломническо-туристического кластера «Арзамас — Дивеево — Саров».