Кемеровчанка и мама-одиночка Ирина Смирнова (имя изменено — Ред.) родила ребёнка в марте 2023 года и из всех пособий получает только единое — это 13 тысяч рублей. На лечебное питание сына в месяц уходит 35 тысяч. Как только мальчика возьмут в сад, она вынуждена будет выйти на работу.
Умерли бы с голода.
До декрета девушка безуспешно искала работу после увольнения, а сотрудница в положении уже была никому не нужна — в трудоустройстве отказывали. Отец отказался как-либо участвовать в жизни Ирины и сына. У ребёнка с рождения начались проблемы со здоровьем (из-за нарушения оттока желчи страдает печень). За спиной молодой мамы уже больницы и операция. На одно лечебное питание уходит 35 тысяч в месяц, не считая лекарств, витаминов и подгузников. Единственная выплата Смирновой — 13 тысяч рублей в месяц. На алименты Смирнова подавать не стала: предполагала такой исход, отношения с отцом ребёнка очень испорчены. Если бы не мама-пенсионерка, которая вынуждена работать, то неизвестно, что бы было.
«Я не могу поехать никуда и просить какие-то ещё выплаты, так как живу одна с больным ребёнком. Во всех учреждениях, куда я звонила, мне сказали, что всё нормально, по закону, больше ничего не положено. В соцзащите предложили оформить детские 800 рублей и льготу 20−30% на оплату коммунальных услуг. Если бы не моя мама, мы бы уже давно умерли с голода», — говорит Ирина.
Тряпочка с подошвой — 700 рублей.
Кемеровчанка Екатерина Иванова отдала дочь в детский сад в 1,1 года, чтобы быстрее выйти на работу. Адаптации ребёнка к вирусам пришлось ждать полгода, но как только он перестал болеть каждую неделю, молодая мама вернулась к труду. Пока неофициально, чтобы не терять выплаты. Всех имеющихся пособий и зарплаты мужа-вахтовика семье не хватало — ипотека и уход за дочерью «съедал» все финансы.
«До 1,5 лет дочери я получала почти 10 тысяч от ФСС. С “путинскими” выплатами выходило около 20 тысяч. У нас ипотека, за которую мы платим больше 20 тысяч в месяц, коммуналка, часто болеющий ребёнок… На своём опыте поняла, что в сад лучше не отдавать до двух лет, потому что сплошные болячки. Самое дорогое — лекарство. А ведь врачи рекомендуют ещё ингаляторы, кварцевые лампы, которые стоят несколько тысяч», — рассказывает Екатерина Иванова.
Кемеровчанка рассказывает, что при обычном ОРВИ ребёнку прописывают примерно такой набор: средство для промывки носа 500 рублей (цены округляем — прим. ред.), несколько видов капель разного действия около 1 100 рублей за оба, средство от боли в горле и жаропонижающее по 300 рублей. На самое простое заболевание уходит две тысячи рублей, которое происходит примерно 10 раз в год. Конечно, что-то остаётся от предыдущего больничного, но если тот же насморк затягивается, нужно идти к лору, который пропишет совершенно другие препараты. А что если ребёнок аллергик, астматик или того хуже?
«Творожки и йогурты, которые дочка часто выпивает на ночь, стоят 600−700 рублей на 2−3 дня. Для разнообразного питания нужны и мясо, фрукты, овощи (не картошка с капустой). На ночь пока надеваем подгузники, упаковка стоит не меньше тысячи. Обычные сандалии в сад (тряпочка и подошва) стоят 700 рублей по акции или распродаже. Обувь, демисезонные вещи — от 2 тысяч рублей. Я уже не говорю о развлечении типа сводить в торговый центр попрыгать на батутах или купить игрушку», — продолжает Екатерина.
40 тысяч на семью достаточно.
Беременная Нина Исаева (имя изменено — Ред.), жительница областной столицы, тоже собирается выходить на работу или искать подработку через год после рождения малыша. Доход мужа Нины больше 40 тысяч рублей, из-за чего выплат девушке не назначили никаких, но у пары ипотека (20 тысяч рублей составляет ежемесячный платёж), машина, которую нужно заправлять и периодически чинить, домашние животные и рождение ребёнка осенью.
«Официально я не работаю с декабря 2022 года — меня уволили с работы с достаточно высокой зарплатой. Я стала искать что-то похожее, удалённое из дома, нашла, и меня обещали трудоустроить официально через некоторое время. Однако через время я забеременела, а компания “попросила” всех удалённых сотрудников. Мы с мужем не получаем ни одной выплаты, но так как доходы за прошлый год были хорошие. Буду пытаться с декабря подавать заявление на пособие по уходу за ребёнком, когда доходы пересчитают», — рассказывает девушка.
Что положено?
За помощь и льготы беременным и молодым мамам отвечают разные структуры начиная от Фонда социального страхования и заканчивая соцзащитой. Каждая ситуация индивидуальна, и решать её нужно по отдельности. Расскажем о тех выплатах, которые касаются сейчас большинство.
Молодая мама может одновременно получать единое пособие, пособие по уходу за ребёнком до 1,5 лет (для работающих мам), пособие на ребёнка военнослужащего, который проходит службу по призыву (мобилизации) и ежемесячную выплату из средств маткапитала.
Теперь о каждом поподробнее. Семьям с низким доходом положено единое пособие. К этим семьям применяется комплексная оценка нуждаемости. Так, среднедушевой доход семьи должен быть прожиточного минимума в регионе проживания (13 081 рубль в Кузбассе). Пособие назначают только гражданам РФ, постоянно проживающим в России и работающим официально в расчётный период или имеющим объективные причины не работать. Также на семью должна быть максимум одна машина и 24 квадратных метра (или больше) жилья на каждого.
Работающей женщине выплачивают 40% от средней зарплаты за предыдущие два года. В 2023 году его минимум — 11 168 рублей 91 копейка, максимум — 33 281 рубль 8 копеек: Сумма пособия неработающей женщины фиксированная — 11 168 рублей 91 копейка.
На ребёнка военнослужащего выплату устанавливают со дня рождения ребёнка, но не ранее дня начала отцом военной службы по призыву и по достижению ребёнком трёх лет. Размер выплаты составляет 2 0212 рублей 49 копеек.
К мерам государственной поддержки семей с детьми также относится материнский капитал. Он сегодня составляет 586 946 рублей 72 копейки на первого малыша. С января 2023 года из средств маткапитала можно получить ежемесячную выплату на любого ребёнка в семье до достижения им трёх лет. Эта выплата может быть установлена, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума.