О том, в правильном ли направлении меняется Пермь, не спорит, разве что, ленивый. Одни говорят о разношёрстности зданий и недостатках точечной застройки, другие в это время радуются изменениям в центре и на набережной. Что ждёт город в будущем?
В преддверии Дня строителя, который празднуется во второе воскресенье августа, и в год 300-летия Перми об этом рассказал perm.aif.ru первый заместитель начальника департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми — главный архитектор Дмитрий Лапшин.
Компактный город.
Ирина Вервильская, «АиФ-Прикамье»: Как менялась в последние годы концепция развития Перми?
Дмитрий Лапшин: В последние годы закрепилась концепция компактности. Для Перми это отказ от расширения сверх границ уже освоенной территории. В городе большое количество промышленных и складских территорий, которые деградируют из-за отсутствия активной деятельности. Но, чтобы на такие участки обратили свой взгляд застройщики, должна закончиться свободная земля в Перми. Это один аспект. Есть и второй: предоставлять свободные городские земли застройщикам — значит, пополнять муниципальный бюджет. Эти средства, помимо прочего, идут на содержание Перми, социальные выплаты и так далее.
Заманчиво, на первый взгляд, выделить участок на отшибе и продать застройщику. Но нет. Туда придётся за счёт бюджета тянуть сети, дороги, запускать общественный транспорт. А потом всё это нужно содержать опять-таки на средства муниципалитета. Промышленные территории, которые есть в черте краевого центра и рассматриваются под застройку, не принадлежат городу. С их продажи деньги не поступают в бюджет. Хотя, конечно, застройка таких площадок позволила бы сделать привлекательными эти территории и улучшить жилищные условия горожан.
— В предыдущем интервью perm.aif.ru вы назвали облик Перми брутальным. Как оцениваете нынешнюю ситуацию?
— Знаете, город пришёл к нам из своего промышленного прошлого какой есть. Сейчас он преображается. Общественные пространства, Комсомольский проспект, набережная, эспланада, отремонтированные фасады домов в центре и на гостевом маршруте, архитектурная подсветка. Ещё пять лет назад всё было по-другому. А посмотрите, насколько выросло качество архитектуры у современных застройщиков, которые сдают свои объекты в последние три-четыре года! Обратите внимание на уровень порядка с вывесками на фасадах. Достаточно сравнить в сети панорамы улиц на фото 2015 и 2018 годов с нынешними. Вы увидите колоссальную разницу! Просто быстро привыкаешь к хорошему и начинаешь воспринимать это как само собой разумеющееся.
— Что ещё можно улучшить в Перми? Есть в числе самых «больных» точек города Центральный рынок?
— Чтобы улучшить Пермь, нужно просто продолжать начатое и не отступать от выбранного направления. Сейчас на улицах опять начали появляться всяческие рекламно-информационные штучки, которыми предприниматели стремятся занять освободившееся пространство, вычищенное общими усилиями. Флажки, штендеры опять выходят из подполья. Люди забыли, как было тяжело заставить такие конструкции покинуть город, не помнят, что такое визуальный мусор.
Что касается Центрального рынка, в новом законодательстве появился инструмент комплексного развития территорий, которого ранее не существовало. Он позволяет эффективно работать с частными площадками, не соответствующими современному видению облика города. Этот инструмент решили применить краевые коллеги. На мой взгляд, это шанс. Но все решения, безусловно, должны быть взвешенными и всесторонне обсуждёнными, а действия — предсказуемыми и прозрачными.
— Многого ли удалось сделать в рамках подготовки Перми к юбилею? Получилось ли добиться желаемого результата?
— Удалось многое. Лично я удовлетворён достигнутым. Городская команда и краевые власти долго работали над, как минимум, видимым результатом. Не знаю, можно ли было добиться большего, но то, что сделано — достойно уважения.
К чему стремимся?
— Каковы сейчас основная цель преображения краевой столицы и принципы развития центра Перми?
— Место, где собирается и проводит время значительное количество пермяков, должно быть в эталонном состоянии и служить примером для периферийных центров. В сердце города находятся театры, галерея, филармония. Это место, где житель определяет свою идентичность. Там формируется гордость за город, за Пермский край. На мой взгляд, этому всё подчинено.
— Какие изменения, вносившиеся в Генплан Перми в последние годы, вы считаете самыми важными?
— Так получилось, что я стал участником подготовки двух редакций этого документа. В 2010 году именно из-за того, что в Перми разрабатывался новый генеральный план, да ещё с привлечением голландских специалистов, я решил устроиться в администрацию Перми.
Мне так хотелось поработать с иностранными экспертами, приобщиться к эпохальному событию, что я ушёл из успешного архитектурного бизнеса. А недавняя редакция генерального плана в моей жизни уже вторая. Самое интересное в нём — выстраивание чёткой взаимосвязи между интенсивностью развития рельсового транспорта и объёмами разрешённого строительства. Более прозрачной стратегии я ещё не видел.
— Часто пермяки не понимают и не одобряют точечную застройку, когда из новых домов открывается вид в квартиры соседних. Как изменить ситуацию?
— Исправить это достаточно легко. Сейчас внесены изменения в Градостроительный кодекс, предусматривающие согласование архитектурно-градостроительного облика зданий до выдачи разрешений на строительство.
В настоящее время идёт работа над регламентами, в которых могут появиться требования к визуальному «комфорту». Это в том числе и минимальные расстояния между зданиями. Если сейчас экспертиза этот параметр по какой-то причине иногда не проверяет, то включение его в Правила землепользования и застройки изменит ситуацию. Таким образом будет обеспечен визуальный «комфорт».
— Многие отмечают, что здания в Перми достаточно разношёрстные. А должно ли быть единообразие? Насколько это достижимая цель?
— Существует множество градостроительных теорий о создании городов. Ансамбль (это когда здания составляют гармоничное единство композиций), пожалуй, — это высшее достижение архитектурного проектирования. Но в ближайшее время, думаю, это недостижимо. Хотя, опять же, с 1 сентября могут начать действовать новые регламенты в Правилах землепользования и застройки, связанные с согласованием архитектурного градостроительного облика.
Некоторые принципы, заложенные в документе, будут направлены на гармонизацию и взаимоувязку решений расположенных по соседству зданий. У нашего города множество лиц. Одной из своих задач считаю то, чтобы ни одно из них не было похоже на оскал. Как правило, у каждого удачного здания есть автор. Но если отдельное произведение не получилось, виноват главный архитектор. Так мы шутим между собой.
Любимое место.
— Какие результаты своей работы вы считаете самыми важными?
— Одно из главных — это работа с архитектурным обликом существующих зданий. Так называемый дизайн-код был создан задолго до появления этого слова. Он сложно внедрялся, но посмотрите, как в итоге упорядочены вывески на зданиях. Исчезли хаос и визуальный мусор на фасадах. Как симпатично становится в области нестационарной торговли. Коллеги из других городов копируют наши Правила благоустройства. Это ли не признание нашего успеха?
А ещё главным достижением я считаю то, что удалось вернуть в Градостроительный кодекс понятия «гармония» и «композиция». Мы с коллегами, планомерно работая с Минстроем РФ, подготовили предложения от администрации Перми по возвращению в законодательство требований о согласовании застройщиками архитектурно-градостроительного облика зданий с властями. Эти изменения обсуждали на площадке Совета главных архитекторов с представителями федеральных министерств. Результат — требование прописали в законодательстве. Ожидаем, что 1 сентября изменения вступят в силу.
— Хватает ли сейчас специалистов в вашей сфере? Уровень образования, который дают в вузах архитекторам достаточный?
— В сфере архитектуры кадров хватает. Я последние несколько лет являюсь председателем государственной экзаменационной комиссии на защите дипломных работ на кафедре архитектуры Уральской академии живописи, ваяния и зодчества. Уровень молодых специалистов высок, подготовка серьёзная, иногда она даже приятно удивляет. Думаю, будущее архитектуры в надёжных руках молодого поколения.
— Какие у вас есть увлечения? Чем предпочитаете заниматься в свободное время?
— Одно из моих увлечений не так давно перешло в профессиональную плоскость. Это живопись. У меня в прошлом году даже была персональная выставка в Доме художника.
— Ваше любимое место в Перми?
— Летом это набережная Камы. А ещё мне очень нравится пространство так называемого нового центра. Это широкий проспект, новые здания, городской парк, торговый центр, кинотеатр, спортивный комплекс.
— Хотели бы вы, чтобы ваши дети продолжили преображать Пермь?
— Безусловно, да! Не знаю, получится или нет, но сын учится на архитектора.