Синдром отличника: в чем заключается и как от него избавиться

Люди с синдромом отличника хотят быть лучшими, чтобы заслужить похвалу. Обычно это желание формируется в детстве. Что это означает и как с этим бороться, рассказывают эксперты.

Суть синдрома отличника, как проявляется

Что такое синдром отличника? Синдром отличника — это стремление человека достигнуть высоких результатов, чтобы получить высокую оценку, похвалу, одобрение со стороны.

Синдром отличника — это хорошо или плохо? Поскольку синдромом отличника называется навязчивая потребность в поощрении, это состояние чаще всего становится проблемой. Жажда одобрения выходит на первый план, становится целью.

Издание Project Practical перечисляет такие признаки синдрома:

  • старательное выполнение заданий;
  • внеурочная работа / учеба;
  • тщательная перепроверка выполненного;
  • повышенные требования к окружающим;
  • переживания по поводу оценки; стресс от низкой оценки;
  • стресс от лучшего результата у других.

Одна из самых известных отличниц — Гермиона Грейнджер из «Гарри Поттера». У нее синдром проявляется в постоянной активности на уроках, выполнении всех основных и дополнительных заданий от учителей. В первых частях истории это настоящая зануда, которая делает замечания одноклассникам и ведет себя слишком правильно. Гермиона уверена, что знает предмет лучше всех и может поспорить даже с преподавателем. Ко всему этому присоединяется синдром спасателя, что делает жизнь ученицы Хогвартса сложной и опасной.

Так происходит и в реальной жизни. Синдром отличника мешает жить полноценной жизнью и развиваться.

Причины развития синдрома отличника

Почему формируется синдром отличника? Есть несколько причин, которые исходят из детства:

  1. Избежание наказания. Ребенок пытается быть «удобным» и «идеальным», чтобы избежать критики и физического давления со стороны родителей, негативного отношения учителей, неприятия сверстников, осуждения общественности.
  2. Получение поощрения. Желание получить похвалу и родительскую любовь, усилить симпатию, получить власть и превосходство над другими.
  3. Стать спасателем. Ребенок ставит перед собой задачу дать родителям и учителям повод для гордости, а заодно «спасти» своих непутевых ровесников.

Во взрослом возрасте человеком движут те же мотивы, только касаются они другого коллектива. Главная цель — заслужить одобрение начальника, стать лучшим среди сотрудников, быть хорошим мальчиком / девочкой для окружающих. При этом может сохраниться и желание того, чтобы родители им гордились.

В чем разница между синдромом отличника и перфекционизмом? Человек с синдромом отличника направляет свои действия на общество — начальника, коллег, родителей, соседей. Перфекционизмом, как пишет доктор философии Элизабет Скотт, считаются повышенные требования к себе и попытка контролировать все вокруг. Перфекционисты чрезвычайно критичны к себе. С отличниками их объединяет страх неудачи, депрессия из-за невыполненных целей, низкая самооценка.

В психологической драме «Одержимость» (2014) молодой человек по имени Эндрю (Майлз Теллер) хочет стать хорошим ударником. Он попадает в оркестр к Теренсу Флетчеру (Джей Кей Симмонс), который предъявляет повышенные требования к своим подопечным. Эндрю настолько жаждет совершенства, что едва не доводит себя до смерти. Он становится одержим идеей играть на ударных идеально и заслужить похвалу маэстро Флетчера.

Как избавиться от синдрома отличника

Первый шаг к борьбе с синдромом отличника — это осознание проблемы. Помочь человеку, который не признает проблему и не ищет ее решения, невозможно.

Как побороть синдром отличника? Воспользуйтесь советами автора статей по психологии Джоан Смит:

  1. Поймите, что все идет из детства. Мы будем искать похлопывание по плечу и ждать словечко о том, какие мы умные. Взрослому важно научиться хвалить и поощрять себя самому, а не ждать одобрения от других.
  2. Работайте над своей самооценкой. Самостоятельно или с помощью психолога. Для отличников важно научиться следовать собственным ценностям без постоянного страха совершить ошибку.
  3. Научитесь отдыхать. Научитесь расслабляться и отключаться от проблем на работе и в домашних делах. Время перезагрузки важно для мозга, иначе он не сможет нормально функционировать.
  4. Сравнивайте себя только с собой. Чему вы научились за последний год? Какие навыки и способности вы приобрели? Что нового вы узнали? Такие сравнения мотивируют и способствуют развитию, а не депрессии.
  5. Не пытайтесь сделать все идеально. Если возникло такое желание, подведите черту в уме и спросите себя, действительно ли оно мне нужно или мной снова овладевает синдром отличника? И будьте честны с собой.
  6. Не бойтесь пробовать новое и экспериментировать. Ошибки неизбежны, когда человек начинает что-то с нуля. Позвольте себе ошибаться. Используйте альтернативный принцип: «Да, я не успел вовремя сдать отчет, но сделал это качественно и без ошибок», «Да, я сегодня поцарапал машину, но избежал серьезной аварии».

Так постепенно снизите потребность в одобрении окружающих. Найдете новые ориентиры и почувствуете себя более свободно и уверенно. Это поможет избежать стресса, депрессии, научит адекватно себя оценивать и получать удовольствие от жизни.

Синдром отличника — это потребность в одобрении и высокой оценки ваших действий со стороны. Такое отношение формируется в детстве, когда ребенок хочет получить похвалу от родителей и учителей. Во взрослом возрасте это направлено на коллектив и начальника. Чтобы избавиться от синдрома отличника, важно осознать проблему, дать себе право ошибаться и повысить самооценку.