74% опрошенных узбекистанцев заявили о готовности пересесть с авто и общественного транспорта на велосипеды — эксперты

Узбекистан, Ташкент — АН Podrobno.uz. Эксперты Института макроэкономических и региональных исследований (ИМРИ) опросили 100 тысяч работающих узбекистанцев, задав им простой вопрос — готовы ли они добираться на работу на велосипеде. Интересно, что 74% опрошенных заявили о готовности отказаться от личных авто и общественного транспорта и пересесть на велосипеды при создании необходимой инфраструктуры, сообщает корреспондент Podrobno.uz.

По итогам опроса было выявлено, что жители страны ездят на работу посредством:

  • автомобиля — 51%
  • общественного транспорта — 26%
  • пешком — 16%
  • велосипеда — 7%

На вопрос наличия желания перехода на велосипедный транспорт при наличии удобной инфраструктуры 74% опрошенных ответили «да», а 26% — «нет», назвав различные причины отказа:

  • расстояние — 12%
  • смущение — 4%
  • дискомфорт — 4%
  • проблемы со здоровьем — 2%
  • другие причины — 4%

Езда на велосипеде имеет множество преимуществ:

  • Выгода для здоровья. У людей, которые ездят на работу на велосипеде, риск развития рака снижается на 45%, а риск сердечно-сосудистых заболеваний — на 46%
  • Экологическая выгода. Имплементация подхода голландцев, которые проезжают на велосипеде в среднем по 2,6 км в день, во всем мире, позволила бы сократить ежегодные выбросы СО2 в атмосферу на 686 миллиона тонн.
  • Экономическая выгода. Увеличение доли велосипедных поездок до 6% за счет замены автомобильных поездок позволит ежегодно получать около 1,2 миллиарда долларов глобальных выгод за счет смягчения последствий изменения климата.

Существуют несколько препятствий для езды на велосипеде, которые можно разделить на 3 основные группы:

  • Восприятие и осведомленность о велосипедах является одним из самых основных препятствий на пути к достижению более высокой доли велосипедов. В частности, стереотипы такие как «велосипед для бедняков кто не может позволить себе автомобиль» или «не подходит для женщин по причине менталитета».
  • Неразвитая инфраструктура создает преграды для использования велосипедов, что может отпугивать людей от этого экологически чистого и здорового вида транспорта.
  • Градостроительная политика по созданию города, дружелюбного к велосипедистам, может реализоваться не в полной мере. Также важна поддержка со стороны работодателей, в частности, создание душевых и мест для переодевания на работе.

Осознав широкие преимущества велосипедного транспорта, правительства различных стран устанавливают целевые показатели развития велосипедного движения:

  • Англия поставила себе цель удвоить количество велосипедных поездок к 2025 году по сравнению с 2013 годом.
  • В 2021 году был принят европейский план велосипедизации, который нацелен значительно увеличить количество велосипедистов в регионе к 2030 году.
  • Франция в 2018 году взяла на себя обязательство утроить велосипедизацию к 2024 году.

Текущее состояние в Узбекистане

В Узбекистане все большее число людей начинает пользоваться велосипедом. При этом имеется ряд инфраструктурных недостатков, препятствующих переходу людей на велосипедный транспорт:

  • Очень часто велосипедисты встречаются с преградами в виде бетонных клумб, торговых прилавков, припаркованных машин и водостоков.
  • Также препятствием на пути велосипедистов становятся пешеходы.
  • Вдоль ряда улиц ширина велодорожек составляет 1 метр, что меньше по сравнению с мировыми стандартами.
  • Велодорожки не соединяются между собой в единую сеть, и велосипедисты вынуждены передвигаться по проезжей части.

В 2022 году в Узбекистане было официально зарегистрировано 9902 ДТП из которых 1136 (11,5%) приходится на велосипеды. При этом в 342 (3,5%) случаях причиной является отсутствия велодорожек.

Для того, чтобы велосипед стал более распространенным и массовым видом транспорта необходимо:

  • создать безопасную и удобную инфраструктуру для него, включая парковки и ремонтные станции.
  • пропаганда велосипедов как повседневного средства передвижения, может увеличить популярность их использования.
  • развитие системы проката велосипедов (велошеринг) в городах и туристических районах.