В разное время в Москве можно встретить 270 видов птиц, но на зимовку в городе остаются 90. Остальные проведут всю зиму на юге, а на их место прилетают другие. Так, из тундры прилетят пуночки, из лесотундры — чечетки, из тайги — свиристели и клест-еловик, полярная утка — морянка. Остальным инстинкт подсказывает, что зима близко. «Некоторым лететь очень далеко, потому стартуют они в конце лета. Например, черные стрижи зимуют в южной части Африки, им предстоит преодолеть 9 тыс. км», — объясняют орнитологи.
Первыми в дорогу отправляются птицы, которые питаются насекомыми, — у них становится меньше корма. Вслед за стрижами в путь отправятся кукушка и речная крачка. В конце августа улетят соловьи, славки и камышевки.
Многие пернатые перед долгим полетом сбиваются в стаи, поскольку так проще добывать корм и защищаться от хищников. Так поступают, например, скворцы. А вот водоплавающие пока не спешат и больше времени уделяют обучению потомства — учат птенцов летать и плавать. Тактика перелета у них другая: они часто придерживаются рек и водоемов, чтобы отдыхать на них. Но к началу октября и водоплавающие отправятся в теплые края.
«Чуть дольше задержатся птицы, которые с животных кормов частично могут переключиться на растительные. В середине октября начнут улетать скворцы, зяблики и большинство видов дроздов», — добавляют в Мосприроде. Ближе к морозам, в конце октября — начале ноября, улетят чайки и кряквы, хотя последние часто зимуют в Москве. А в ноябре в московском небе можно будет увидеть и стаи диких гусей, которые также довольно поздно отправляются на юг.