Из 15 тысяч претендентов в стране жюри отобрало всего 30, в их число вошла и Дарья Малышева. Учитель начальных классов Карлукской средней школы будет представлять Иркутскую область на всероссийском конкурсе «Первый учитель». Проводится он впервые. Отборочный тур проходил в онлайн-формате: учителя прошли тестирование, записали видеовизитку, выполнили задания в группах по видеосвязи. Финал состоится в Москве 29 сентября — 5 октября. Корреспондент irk.aif.ru побеседовал с педагогом из Иркутского района об особенностях обучения первоклассников.
Вернулась в родную школу
Владимир Шпикалов, «АиФ-Иркутск»: Дарья Андреевна, сколько лет вы преподаёте в школе?
Дарья Малышева: Мой педагогический стаж — пять лет. Преподаю в своей же школе, в которой училась. В 11-м классе участвовала в днях самоуправления — это когда уроки ведут сами школьники. Нам предложили классы на выбор. Я взяла второй класс. Мне так понравилось, что неделю ни о чём другом не думала, а потом заявила семье: «Хочу стать учителем». Так как это был выпускной класс, весь год ждала, когда бы поскорее подать документы в педагогический вуз. Сразу после обучения в вузе вернулась в родную школу учителем.
— Учитель начальных классов — это ещё и классный руководитель: работа не только с учениками, но и с их мамами и папами. Что главное в работе с родителями?
— Найти понимание. Мы должны прислушиваться друг к другу. У нас одна цель — сделать ребёнка успешным в учёбе. Может быть, мне повезло, но у меня не возникало ситуаций, когда бы мы не понимали друг друга. Родители могут и должны делиться с учителем своими наблюдениями за успехами в учёбе ребёнка. Увидели, что у него что-то лучше получается, расскажите. Я обязательно похвалю ученика. Говорю об этом, потому что родители чаще обращают внимание на плохие оценки. Это тоже повод. Но он не должен быть единственным.
Первые слёзы
— А как дети воспринимают свои первые оценки?
— В первом классе безотметочная система обучения, чтобы ребёнок, осваиваясь в новых условиях, чувствовал себя комфортно. В нашей школе мы в качестве поощрения за правильный ответ используем наклейки. Их клеим на обложку тетради. Я как-то попросила родителей подсчитать количество наклеек по итогам полугодия, у каких-то ребятишек было больше ста. Детям нравится. У большинства первоклашек много поощрительных отметок. Есть и стеснительные ребята. Таких поощряю просто за ответ, за то, что преодолели себя. Оценки в дневник начинают выставляться со второго класса.
— Первая двойка — это первые слёзы?
— Слёзы могут появиться и из-за тройки, если родители слишком строго спрашивают за успеваемость. Дети не должны бояться двойки или тройки. Плохая оценка ставится за ошибки, которые в данном случае легко исправить. Но боятся. Потому что знают — попадёт. Всегда при низкой отметке говорю ребёнку: давай разберёмся, мы можем всё исправить. Стараюсь успокоить. Порой вообще не ставлю двойку. Не выполнил домашнее задание? С кем не бывает. Сдашь потом. И сдаёт! Да ещё и сделает лучше, чем ожидаешь. Знаю, что многие учителя дают детям такой второй шанс.
— Без «человеческих отношений» с учеником обучение не наладить?
— Конечно. Оценки имеют значение, но их роль не надо переоценивать. Важны знания, а не отметки. Не буду говорить за других учителей, но я могу поставить хорошую оценку ребёнку за то, что он старается. Ставлю пятёрку авансом. При этом предупреждаю: в следующий раз ещё спрошу по этой теме. И дети оправдывают доверие. Стремятся доказать, что действительно могут справиться с заданием.
«Сделал сам»
— Предусмотрены ли на уроках первоклашек игры? Ведь только что из детского сада люди.
— На математике учиться считать нам помогает маленький мягкий снеговичок. Спрашиваю: «Сколько будет девять минус два?» — и кидаю игрушку ребёнку, он должен её поймать и ответить. Элементарная игра, но она налаживает дисциплину: дети становятся более внимательными — все готовятся ловить игрушку, потому что не знают, к кому она прилетит. При этом учатся быстрее считать: ответить надо сразу, как поймаешь. Что в итоге? Несколько секунд — и каждый в классе знает ответ.
— В игре лучше усваивается материал?
— Да. На уроках русского языка складываем буквы из цветных карандашей. Включается зрительная память, моторика. Ребёнок потом не путается в буквах, которые он «создал сам». Так запоминается лучше, чем если просто сказать: «Это А, запомните, ребята». При обучении грамоте лепят из пластилина первую букву своего имени. Много таких фишек есть. Некоторые работы храню. И не только потому, что в душу запали. Это ещё и наглядный материал для других детей: смотрите, вы тоже так можете.
Каждый третий умеет читать
— Сколько детей уже умеют читать, когда приходят в первый класс?
— Почти каждый третий. Многие с высокой скоростью чтения. Остальные их быстро нагоняют. Не всем легко даётся, порой даже очень нелегко. Если надо — остаёмся после уроков, немного отдыха, и садимся за чтение. Говорю детям: мама читает сказку, а ты старайся следить за ней. Остановилась — ты одно слово прочитал. И дальше опять мама. Совместное чтение развивает ребёнка.
— В первом классе дети помогают друг другу выполнять задания?
— Я часто провожу работу в парах. Дети выполняют одно задание сообща. Начинают рассуждать, как же им правильно поступить. Вместе решая задачу, они учатся друг у друга. Групповая работа практикуется с первого класса. Постепенно группы становятся больше. В 4-м классе работают уже по 6−7 человек. Учатся объяснять и аргументировать свою точку зрения. Последний большой проект был о том, что людям надо сделать, чтобы сохранить природу.
— Классные руководители часто ходят с детьми в походы, музеи…
— А мы любим театр. Дети так и говорят: с родителями мы ходим в кино, а в школе — в театр. Ребятам нравится атмосфера театра.
— Чему учитель может научиться у ученика?
— Детской непосредственной любознательности.