Психолог, телесно-ориентированный психотерапевт, коуч по трансформации мышления Елена Сопилиди считает, что все зависит от возраста. Важно поддержать ребенка в это непростое время перехода из дошкольного в младший школьный возраст, когда в корне меняется жизнь ребенка и в физиологической, и в психологической, и в социальной сфере.
Рекомендации родителям
С трех-четырехлетнего возраста, когда у детей период ролевых игр, старайтесь периодически вовлекать ребенка в игру «Школа». Несомненно, сейчас много детских развивающих центров заменяют эти игры. Но такая игра не станет лишней. Незаменимой она будет для тех детей, которые вовсе не ходили в детский садик и не посещали центры.
«Поиграйте в школу: рассадите игрушки, раздайте книжки, как будто они изучают буквы. Через игру расскажите ребенку, что существует учитель, который дает знания, что есть определенные правила поведения в классе, что такое звонок на урок и перемену, букварь и так далее».
Но все же будет замечательным для ребенка, особенно который не посещал детский сад и в скором времени собирается идти в школу, поводить его на занятия в подготовительное к школе учреждение, отметила специалист. Там ребенок учится дисциплине, выполнению домашних заданий, режиму. У него появится понимание, что есть определенная структура, в которой в скором времени он будет единицей, участвуя в процессе ближайшие 9 или 11 лет.
«На таких подготовительных занятиях, в садике или детских центрах, ребенку даются навыки, которые пригодятся в первом классе. В это время дети занимаются в игровой форме и в то же время обучаются».
В летний период, перед тем как ребенок пойдет в общеобразовательное заведение, иногда стоит проговаривать ему о том, что скоро «первое сентября — День знаний», ты вместе с детьми пойдешь в школу, при этом показывая картинки с изображением школьников в форме. Или смотреть с ребенком фильмы о жизни учащихся, обсуждая, что есть определенные правила, которые ребята соблюдают, коллектив, школьные праздники.
Ближе к школе, с конца июля или в августе, необходимо вводить режим сна ребенку, чтобы он привык вставать рано в одно и то же время, успел адаптироваться за полтора месяца.
«Есть еще один важный момент. Часто родители придают чрезмерную важность новым обязанностям. Акцентируют внимание на том, что начнется серьезный период — беззаботный малыш станет первоклассником. Появятся непривычные обязанности, в школе нельзя будет играть, нужно подчиняться правилам дисциплины, много считать, писать, читать и делать уроки. От новых инструкций у ребенка может подняться высокий уровень ответственности. Он, по сути, остался тем же ребенком, только с большим количеством новых обязанностей. Нужно расслабленно готовить ребенка к школе — например, объяснять, что учитель не строгий, игры никуда не денутся, домашних заданий будет немного».
Родители должны понимать, что 1 класс — это адаптационный класс. Учителя также понимают, что у ребенка происходит психологический кризис от новой роли школьника и новых обязанностей. Поэтому они в достаточно мягкой форме общаются с детьми, а обучение проводят в игровой форме. В этом учебном году ребенку нужно максимально освоить роль школьника, а в последующие он постепенно осознает важность всего происходящего и ко второму классу осмыслит все, что от него требуется.
«Психологическая адаптация малыша к школьной жизни и заключается в этой “легкости” отношения к этому периоду. Нужно объяснять ребенку, что в первом классе учат не только буквам и цифрам, но, самое главное, быть школьниками, и новым обязанностям, которые появятся в большом объеме».
Специалист привела пример, что даже взрослые испытывают некоторый стресс меняя место жительства или место работы. Потому очень важно начать новый этап развития ребенка с психологической подготовки. Так у ребенка быстрее появится желание осваивать роль школьника.
«Чтобы не отбить это желание, нельзя с самого начала что-то требовать от ребенка. Отменяем требования, заменяем их вопросом: “В чем тебе сложно, могу я помочь?”. И постепенно ответственность родителей в объеме 80%, когда у ребенка — 20%, должна сместиться сначала: 50 на 50%, а потом будет наоборот — у родителей 20%, у школьника 80%».
Психолог подчеркнула, что родительская ответственность в большей степени заключается в следующих обязанностях: приготовить в школу форму, утром разбудить и организовать завтрак, проследить, выполнил ли домашнее задание, где-то подсказать. Взрослые должны быть не наставниками и учителями, а родителями, которые заботятся о благополучии и развитии своего ребенка, заключила эксперт.
Постепенно ребенок будет самостоятельно не только собирать ранец в школу и разбираться в заданиях, но и вовремя вставать и беспокоиться, не забыл ли он спортивную форму на физическое занятие.
Какие нужно подобрать слова
По словам психолога Елены Сопилиди, первым делом мы снижаем важность ответственности: не говорим, что ребенок «должен» и «обязан» что-то делать. То, что раньше ребенку было привычным, теперь родителями обуславливается как долг, повышая у него тревогу.
Вместе с тем необходимо давать ребенку позитивные напутствия: «я уверена, ты справишься», «у тебя все получится», «у тебя будет прекрасный учитель и хорошие школьные друзья», «с одноклассниками вам будет весело играть на переменах», «кроме учебы, в школе будут интересные мероприятия».
«Таким образом мы создаем ребенку прочную подушку безопасности. По мере взросления ребенка родители будут добавлять серьезности в разговор, но не делайте этого тогда, когда ребенок только осваивает новую роль».
Кроме всего прочего, следует давать позитивную оценку учителю, который станет вторым значимым взрослым в жизни ребенка. Соответственно, нужно подчеркнуть весомость образа классного преподавателя следующими словами: «это хороший человек, которого ученики должны слушать, он заинтересован, чтобы ты был умным ребенком», «даже если учитель сердится — ничего страшного, так бывает. Даже в эти минуты он желает тебе добра». Если взрослые уважительно относятся к учителю, то и ребенку будет проще его слышать и слушать.
Можно еще сказать: «Ты не переживай, если у тебя что-то будет не получаться, — это нормально, потому что ты пришел учиться и всему научишься». Если ребенку понравится учиться, интерес к образованию сохранится на всю жизнь.
Как понять психологическую готовность ребенка к школе
В детских садах и подготовительных центрах активно занимаются психологической готовностью ребенка к обучению в школе. Таким образом, он активно привыкает к режиму, к тому, что в школе есть две наиболее важные фигуры — ученик/учитель. Центр внимания — доска, урок, во время которого необходимо заниматься. И когда ребенок идет в школу, весь процесс не становится для него новым. Поэтому важно летом не приостанавливать подготовку к школе, а заниматься в центрах для детей. Особенно важно это тем детям, которые не посещали детский сад.
«В сентябре на ребенка не свалится внезапно поток новых обязанностей и роль школьника, он будет к этому готов. Если малыш обучался на дому, не ходил в садик, рекомендуется с ним играть в школу».
Важно то, подчеркивает психолог, насколько физиологически развит ребенок. Если его организм физически готов к школе, то психологически ему будет проще справиться с новой нагрузкой.
«В первом классе ребенку придется долго сидеть за партой, с непривычки это сложно. Все психические процессы должны быть в норме, так же, как и физические. Стоит загодя начать посещение интересных для будущего школьника спортивных секций или систематически заниматься дома».
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе может быть проверена как педагогом, например в детских центрах, так и психологом. Он проведет специальное тестирование по оценке развития психических процессов у ребенка, речевых и когнитивных навыков. Чаще всего для такого анализирования обращаются родители шестилеток, которые переживают, готов или нет ребенок к обучению в общеобразовательной школе.
«При этом важно родителям также сохранять свое психологическое спокойствие и здоровье в норме для того, чтобы быть поддержкой и опорой для своего ребенка».
Готов ли шестилетка к школе?
По словам спикера, такая проблема существует, но она на уровне государства. Но когда нужно отдать ребенка в шесть лет в школу, таким деткам стоит уделить больше внимания. Одни шестилетки готовы стать первоклассниками, а у других еще не сформирована эмоционально-волевая готовность к обучению в школе. Все очень индивидуально.
«Нужно играть с ним в ролевые игры, в ту же “школу”. Заранее организовать правильный режим питания и сна. При этом не лишним будет узнать в будущей школе, в какое время для первоклашек обед. В эти часы старайтесь кормить ребенка дома, чтобы этот момент тоже не был для него стрессом».
Стоит понимать, что если ребенок устает физически в школе, для него психологическая нагрузка становится непереносимой. Но это берут в расчет и преподаватели.
«Если ребенок не подготовлен с точки зрения интеллекта к школе, в этом нет ничего страшного. Это нормально, и учителя учитывают тот факт, что в первый класс приходят дети разного возраста. В некоторых школах проводят тестирование, согласно которому детей распределяют с точки зрения наиболее комфортного для них варианта».
Специалист порекомендовала родителям, если заранее известен учитель, еще в августе познакомиться с ним, и, при возможности, попробовать обратиться с просьбой: уделить больше внимания ученику-шестилетке. Хотя учителя с этим часто сталкиваются и знают об этих нюансах.
«Рассказать нужно об особенностях ребенка: может, он более ранимый, восприимчивый, тихий. Попросить учителя интегрировать ребенка в коллектив. Если ребенок психологически не готов к смене ролей — детский сад/школа, пока он адаптируется к учебе, его нужно поддерживать, не требовать от него того же результата, как у семилетнего».
Она отметила, что головной мозг созревает до семи лет, поэтому первое время нужно больше помогать ребенку, поддерживать его. Если есть возможность — можно определить в продленку, чтобы ребенок привыкал заниматься в классе. Если нет, то больше внимания уделять процессу адаптации без критики.
«Верно говорить: “Бывает, ты забыл, давай выучим в следующий раз”. Не исключая ответственности, мы даем ребенку в период взросления больше поддержки».
Спикер добавила, что в 6,5 лет ребенок физически, психологически и эмоционально готов к школе. Но нужно давать ему больше свободы, чтобы ребенок почувствовал поддержку и заботу. И если у ребенка не получается так, как у более старших детей, нужно объяснить, что это нормально: «у тебя тоже все получится, просто они немного старше».